Ви є тут

Формування екологічного світогляду старшокласників ліцею медико-біологічного профілю

Автор: 
Немченко Наталія Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002265
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. Педагогические условия формирования экологического мировоззрения старшеклассников медико-биологического лицея................94
2.1 Моделирование педагогических условий формирования экологического мировоззрения старшеклассников ..................................94
2.2 Интеграция и дифференциация содержания экологического образования.................................................................................108
2.3 Система экологически направленной научно-исследовательской и практической деятельности старшеклассников ......................................125
2.4 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы . 138
Выводы ко второму разделу........................................................175
Общие выводы..............................................................................180
Список использованных источников ...............................................187
Приложения ..............................................................................209

Вступление
Проблема формирования мировоззрения подрастающего поколения имеет в педагогике непреходящее значение, но особенно актуальна в контексте становления гуманистически направленной личности как цели современного воспитания.
Обострение противоречий человека и природы, углубление экологического кризиса обусловили тенденции гуманизации и экологизации науки и практики.
В Национальной доктрине развития образования Украины, Концепции национального воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, Концепции экологического образования в Украине отмечается, что целью деятельности учебных заведений является воспитание и развитие творческого потенциала и социальной активности личности, формирование системы ее гуманистических ценностей, среди которых ценность природы и человека определяются как ведущие.
Исходя из философских представлений, мировоззрение определяется как целостное представление о мире и месте в нём человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В основе мировоззрения лежат мироощущение, мировосприятие, миропонимание, то есть совокупность определённых знаний о мире, идеалы, модели реальности, которые формируются в практической деятельности, литературе, науке, искусстве, религии. Мировоззрение всегда связано с убеждениями человека. Являясь способом деятельностного отношения личности к миру, который определяет в целом характер жизнедеятельности, мировоззрение выполняет, таким образом, важную роль в социализации и самореализации личности.
Исходное в нашем исследовании понятие "мировоззрение" определяется в философии как целостная концептуально выраженная система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. Поскольку в мировоззрение входят не только научные знания, отражающие объективные закономерности, но и субъективные составляющие (отношения, оценки, идеалы, элементы веры и ненаучные сведения), существенной характеристикой мировоззрения является субъективность. При этом субъектами выступают не только отдельные личности, но и социальные общности людей.
Продолжающееся обострение противоречий взаимодействия человека с природой, дальнейшее углубление планетарного экологического кризиса обусловили тенденции гуманизации и экологизации науки и практики, которые актуализуют проблему формирования экологического мировоззрения. Выделение в структуре мировоззрения экологической составляющей обусловлено также мировоззренческой функцией экологического знания, которое все настоятельнее диктует необходимость кардинальных изменений отношения к природе. Концептуальные общеметодологические разработки в этом направлении принадлежат в Украине Н.И.Дробноходу, Н.Н.Киселеву, В.С.Крысаченко, А.В.Толстоухову и др.
Характерными чертами экологического мировоззрения являются интеграция естественно-научного и гуманитарного знания, ориентация на гармонизацию взаимодействия природы и общества (В.И.Вернадский, А.А.Горелов, Н.Н.Моисеев и др.). В проведенном нами исследовании под экологическим понимается мировоззрение, которое формируется под влиянием экологических проблем современности и раскрывает перед человеком возможные пути их решения на основе гармонизации взаимодействия человека и природы. В формировании экологического мировоззрения принципиальное значение приобретает сбалансированное соотношение: рационального знания и ценностного восприятия природы как основы взаимодействия с ней; линейного и нелинейного мышления, отражающих закономерность и случайность, множественность вариантов развития системы "общество-природа".
Проблемы формирования мировоззрения в педагогике представлены в работах Е.А.Дурманенко, В.Р.Ильченко, Л.Н.Потапюк, В.А.Романова, Л.А.Хомич, О.А.Шаповал и др.) психологические аспекты исследованы Б.Г.Ананьевым, И.Д.Бехом, И.С.Коном, А.Н.Леонтьевым и др.
На протяжении последних десятилетий экологическое мировоззрение косвенно исследуется в научно-педагогических работах по образованию и воспитанию, формированию экологической культуры школьников и студентов, поскольку рассматривается как её структурный компонент и одновременно является важнейшим показателем сформированности.
Известные исследователи А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина считают, что экологическое образование и воспитание должны быть направлены на усвоение экологических ценностей, навыков и образа жизни, требующихся для обеспечения устойчивого развития общества и становления экологической ответственности по отношению к здоровью и окружающей среде.
Научно-педагогические исследования по экологическому воспитанию могут быть объеди