РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ АР КРЫМ
2.1. Институциональный уровень
2.1.1. Периодизация развития политической коммуникации в АР Крым
Для наиболее полного научного исследования основ политико-коммуникативных взаимоотношений между органами государственной власти Украины и АРК на основе модели взаимодействия, важно проследить:
- динамику развития правового регулирования этих взаимоотношений (метод - анализ документов - законов и других нормативно-правовых актов, регламентировавщих их в разные периоды развития крымской автономии);
- сопоставить нормативно - правовые взаимодействия с расмотренными моделями политической коммуникации;
- сопоставить периоды развития политической коммуникации между центральными и региональными органами власти с эволюцией информационного законодательства в Украине.
Анализ нормативно-правовой базы регламентации этих взаимоотношений, их специфики на разных этапах исторического развития разрешает сделать вывод, что они прошли в своем развитии несколько этапов.
Например О. Копыленко, анализируя проблемы статуса Автономной Республики Крым с точки зрения эволюции конституционного процесса на крымском уровне, выделяет в нем два главных этапа. Первый - с момента восстановления крымской автономии в 1991 г., а второй - с момента принятия Конституции Украины [101, с. 41].
Ряд ученых выделяют больше таких этапов - четыре [101, с. 41]. Мы постараемся рассмотрение этих этапов сопоставить с эволюцией взаимоотношений (коммуникации) органов государственной власти Украины и органов власти АРК. При этом важно проследить не только изменения их правовой регламентации этих взаимоотношений, а и конкретные политические события, которые их сопровождали.
Вне всякого сомнения, первый этап политической коммуникации начался именно с обращения Крымского областного Совета народных депутатов к Верховной Раде УССР с просьбой восстановить автономию Крыма. Следствием этого уже 12 февраля 1991 г. было принятие Закона УССР "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики". В данном случае политическая коммуникация описывается на примере классической модели Г. Лассуэлла: Кто сообщает? (источник) - Крымский областной совет народных депутатов - Что сообщает? (сообщение) - итоги референдума о воссоздании крымской автономии - По какому каналу? (средство связи) - обращение - Кому? (адресат) - Верховной Раде Украины - С каким результатом? (эффективность) - Закон "О восстановлении КАССР".
После восстановления автономного статуса Крыма появилась проблема размежевания полномочий между ним и Украиной. Поэтому 29 апреля 1992 года был принят Закон "О статусе автономной Республики Крым", что фактически и разграничило полномочия Украины и АРК. Вместе с тем, на наш взгляд, с принятием этого закона и следующих двух нормативно-правовых актов завершается первый этап их взаимоотношений. Уже 5 мая 1992 г. крымский парламент провозгласил "Акт государственной самостоятельности Республики Крым", а на следующий день принял Конституцию, которая с того времени стала постоянным источником напряженности в отношениях между центром и автономной республикой. Рассмотрение данных событий позволяет автору расширить формулу Г. Лассуэлла и ввести понятие "резонанс эффективности политической коммуникации" (или "расширенная эффективность"). Таким образом, в качестве резонанса эффективности коммуникации выступают - принятие Закона "О статусе автономной Республики Крым", а далее - "Акт государственной самостоятельности Республики Крым" и Конституция РК.
Можно сказать, что 5 мая 1992 г. стало началом второго, конфликтного этапа отношений органов государственной власти Украины и органов власти АРК, поскольку он сопровождался постоянной напряженностью в их взаимоотношениях. В соответствии с Конституцией и законами Украины АРК определялась лишь как особая административно-правовая единица, которая самостоятельно решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а ее Конституция и законы не могут противоречить Конституции и законам Украины. В противопоставление этому органы публичной власти АРК настаивали на провозглашении Крыма суверенным государством, которое входит в состав Украины и строит с ней свои отношения на основе договора и соглашений. Фактически эти принципы были положены в основу Конституции Автономной Республики Крым от 6 мая 1992 года. Рассмотрение данных событий позволяет ввести в анализ политической коммуникации понятие "шум" (или "помехи"), представленное в моделях К. Шеннона - У. Уивера и М.Дефлера. В качестве примера "шума" ("помех") во взаимоотношениях между Киевом и автономией на тот период можно привести - Конституцию Украины с одной стороны и Конституцию РК 6.05.92 года, с другой.
Характерной особенностью этого этапа является практическая реализация АРК основных положений Конституции 1992 г.: учреждение в АРК институтов Президента и Конституционного Суда. Кроме того, после очередного раунда переговоров родились изменения в Закон "О статусе Автономной Республики Крым", который получил новое название - "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым". Это полностью отвечало расположениям духа крымских политиков, которые (имея перед собой опыт "парада суверенитетов") исходили из того, что Республика Крым может осуществлять на своей территории все полномочия, кроме тех, которые она добровольно будет делегировать Украине. Явные уступки центру отображало и содержание нового акта. Ведь, теперь уже речь шла об осуществлении "неотъемлемого права собственности на землю, недра, водород и прочие естественные ресурсы", "формирование бюджетных взаимоотношений между правительствами Украины и Республики Крым на договорных началах". Правда, введение в действие нового закона обуславливалось приведением Верховной Радой Автономной Республики Крым в соответствие с Конституцией и законами Украины Конституции и законодательства республики. Таким образом, начинается п
- Київ+380960830922