Ви є тут

Моделі та інформаційна технологія управління розвитком розподілених ієрархічних систем (на прикладі вищого навчального закладу)

Автор: 
Бронін Сергій Вадимович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U004660
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Принципы построения модели УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ВУЗа, ориентированной на
качество ОБРАЗОВАНИЯ
В данном разделе модель ВУЗа рассматривается с точки зрения технологии TQM,
согласно которой необходимо измерять качество четырех составляющих системы
образования: вход (школьники), выход (специалисты), ресурсы, процессы. Выделены
два основных процесса: учебный, научный и три вспомогательных: процессы
социальной, финансовой и хозяйственной систем. Управление основными и
вспомогательными процессами осуществляется на основе системы управления,
которая характеризуется своими собственными процессами.
В качестве объекта исследования рассматриваются процессы управления
функционированием и развитием ВУЗа. Выделены временной и пространственный
аспекты процессов управления. Рассмотрены основные контуры управления развитием
ВУЗа, исходной информацией для которых является стратегический анализ и как
результат его проведения – корпоративная стратегия ВУЗа (временной аспект).
Разработаны принципы построения распределенной трехуровневой организационной
системы управления развитием ВУЗа (пространственный аспект). Выделены основные
задача, которые решаются на каждом уровне управления.
Сформированы базовые критерии управления развитием ВУЗа на основе методологии
бенчмаркинга. Отличительной особенностью этих критериев от ранее используемых
(линейных) является их квадратичный вид, что позволяет улучшить устойчивость
решения локальных задач управления на различных уровнях иерархии.
2.1. Основные контуры управления на уровне ВУЗа (временной аспект)
Согласно постановке задачи диссертационного исследования, изложенной в п.1.3,
модель ВУЗа будем рассматривать с точки зрения технологии TQM. Исходя из ее
основных положений, на уровне ВУЗа необходимо измерять качество четырех
составляющих системы образования (рис. 1.5) [30]. Одной из основных
составляющих являются процессы, протекающие в ВУЗе, которые направлены на
подготовку качественных специалистов. Условно можно выделить шесть
макропроцессов (рис. 2.1). Два основных: учебный процесс, научный процесс и три
вспомогательных: процессы финансовой системы, процессы социальной системы,
процессы хозяйственной системы. Управление основными и вспомогательными
процессами осуществляется на основе системы управления (менеджмента), которая в
свою очередь характеризуется своими собственными процессами.
Таким образом, говоря о качестве процессов (рис. 1.5), необходимо говорить о
качестве: процессов системы управления, учебного процесса, научного процесса,
процессов финансовой системы, процессов социальной системы, процессов
хозяйственной системы. Каждый макропроцесс состоит из группы процессов [106].
Например, учебный макропроцесс состоит из следующих процессов: довузовская
подготовка, прием абитуриентов, проведение занятий со студентами, мониторинг и
оценка качества знаний и навыков, защита дипломных работ (проектов),
распределение выпускников, послевузовское сопровождение специалистов. В свою
очередь, каждый процесс состоит из множества подпроцессов. Например, процесс
приема абитуриентов состоит из следующих подпроцессов: рекламная деятельность,
собеседования, социологические опросы, прием документов, проведение экзаменов,
оценка результатов, апелляция, зачисление студентов.
Таким образом, качество макропроцесса «Учебный процесс» определяется качеством
иерархии процессов и подпроцессов (рис. 2.2).
В результате стоят задачи: формализации оценки качества процессов и
подпроцессов; определения управляющих переменных и ограничений для решения
задачи оптимизации критериев качества. При этом важной проблемой является
оценка степени важности критериев на каждом уровне иерархии, считая, что все
они приведены к безразмерному виду. В зависимости от вида процесса значения
исходных критериев могут быть записаны на основе качественных показателей, с
использованием бальных шкал, а также некоторых дискретных или непрерывных
функций полезности.

Качество процессов управления ВУЗом можно рассматривать с точки зрения
временного и пространственного аспектов (рис. 2.3). Под временным аспектом
понимаются горизонты планирования (управления), которые характеризуются
различными целями и соответствующими им критериями, на основе которых
осуществляется управление. При этом
каждый горизонт планирования соотнесен с различными уровнями управления
иерархической системы управления ВУЗом. В дальнейшем в работе будем
рассматривать три уровня: кафедра, учебно-научный институт, ВУЗ в целом. В
зависимости от внешней среды, целей и намерений руководства ВУЗа, его
компетентности в области управления сложными социально-экономическими системами
принимаются различные схемы (принципы) управления на различных уровнях
иерархии, которые применительно к ВУЗу, кратко рассмотрены в параграфе 1.3.
Вне зависимости от принципов управления на различных уровнях иерархической
системы, рассмотрим основные контуры процессов управления ВУЗом, которые
относятся к временному аспекту (рис. 2.4) [30]. На первом этапе разрабатывается
модель стратегического управления ВУЗом, которая состоит из ряда составляющих.
Основой стратегического анализа является диагностика внешней и внутренней среды
ВУЗа.
Исходным методом стратегического исследования внешней среды для ВУЗа может
быть SWOT–анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Технически
такой анализ сводится к заполнению таблицы, фрагмент которой применительно к
НТУ «ХПИ» в первом приближении может быть представлен в следующем виде (табл.
2.1) Следующим важным методом стратегического иссле