Ви є тут

Підготовка педагогічних кадрів для національної кримськотатарської школи (початок ХІХ - кінець ХХ ст.).

Автор: 
Бекірова Ельміра Шевкетівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U004967
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В
XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
2.1. Предпосылки создания учебных заведений по подготовке педагогических кадров
для крымскотатарской национальной школы в XIX в.
Начиная со второй половины XVIII в., деятельность царского правительства была
направлена на организацию обучения нерусских народов России, в том числе и
подготовку педагогических кадров. В этот период разработан ряд государственных
документов, регулирующих открытие и функционирование этих учебных заведений.
Подъем экономического развития России, рост городов вынуждали правительство
решать вопросы образования всех слоев населения. В частности, в 1786 г. был
утвержден Устав о народных училищах, на основании которого в каждом губернском
городе предлагалось открыть по одному главному народному училищу для подготовки
учителей народных школ [99].
Согласно Уставу курс обучения в главных народных училищах составлял пять лет.
Обучение осуществлялось на русском языке по следующим предметам: чтение,
письмо, счет, краткий катехизис, священная история, чистописание, рисование,
арифметика, история (всеобщая и русская), география, грамматика, геометрия,
механика, физика, естественная история, архитектура, что свидетельствовало о
русификации образования и светском характере подготовки кадров для школ
инородцев [99, с.173 -174].
Развитие государственных учебных заведений, готовивших педагогические кадры в
Крыму в XIX веке систематизировано и представлено в виде схемы (см. рис.
2.1.).
Рис. 2.1. Развитие государственных учебных заведений в Крыму в XIX в.
Из схемы видно, что главное народное училище в г. Симферополе, открытое в 1793
г. (целью которого была подготовка учителей для будущих народных училищ),
просуществовало недолго. Из-за неграмотного руководства местных властей,
недостаточного материального обеспечения в 1797 г. оно было закрыто и
переименовано в малое народное училище.
Министерство народного просвещения, созданное в 1802 г., осуществляло
руководство деятельностью учебных заведений, которые теперь подчинялись новому
Уставу, принятому в 1804 г. Предлагалось открыть в каждом уездном городе по
одному уездному училищу с целью подготовки учащихся для поступления в гимназию.
Срок обучения составлял два года [99].
В Симферопольском уездном училище, преобразованном в 1806 г. из малого, в
1810 г. было открыто отделение татарского класса, что говорит об усилении
внимания со стороны государства и местных властей к подготовке и педагогических
кадров [202].
Главной задачей, стоящей перед этим учебным заведением была просветительская
деятельность, направленная на культурное развитие полуострова.
Работа по подготовке и открытию татарского отделения в Симферопольском уездном
училище осуществлялась с 1807 г., поэтому в декабре 1807 года назначен штатный
смотритель училищ Таврической губернии - прокурор, надворный советник и
кавалер, князь Д. Горчаков, который принял руководство училищем [204,
л.1,3,5,6].
Так как государство было заинтересовано в подготовке верноподданных-учителей, а
представители татарской интеллигенции были заинтересованы в национальном
характере образования, в 1809 г. было принято решение открыть при этом училище
отделение татарского класса, на содержание которого ежегодно должно было
выделяться 750 рублей из государственной казны. Это свидетельствует о попытке
правительства решить вопрос образования крымских татар путем их организованного
обучения.
Открытие отделения татарского класса при Симферопольском уездном училище
осуществлялось за счет пожертвований со стороны русской и татарской
интеллигенции, а именно: для построения или покупки дома, в котором должны были
помещаться классы, квартиры двух учителей и пансион для учеников, необходима
была сумма в 3000 рублей. Эту сумму было предложено собрать среди татарского
населения города и уезда при участии гражданского губернского генерала
Бороздина и уездного предводителя Измаил-Бея. Сбор пожертвований среди
татарского населения было поручено осуществить влиятельным мурзам. Из донесения
смотрителя уездного училища Д. Горчакова попечителю видно, что на пожертвования
татарского населения дом действительно был куплен за 3000 рублей у княгини
Горчаковой [204, л.21]
Второе пожертвование в пользу отделения татарского класса при Симферопольском
уездном училище сделал граф Г. Орлов. Он добровольно обязался вносить в течение
10 лет по 750 рублей на нужды татарского класса.
16 июня 1810 года состоялось торжественное открытие отделения татарского класса
при Симферопольском уездном училище, которое способствовало созданию условий
для подготовки и учителей для работы в национальных школах. В доме, в котором
разместилось татарское отделение училища, было 14 комнат: учебные комнаты;
служебные комнаты; квартира для двух учителей; квартира для учащихся [204,
л.22].
Правом обучения в татарском отделении могли воспользоваться дети любой
национальности. Учащиеся не обеспечивались полным содержанием, им
предоставлялась лишь квартира. Ученики татарского отделения должны были
использовать летние и осенние месяцы на сбор необходимой на зиму провизии по
окрестным деревням. Данный факт свидетельствует о сходстве с работой братских
школ, украинских бурс.
Анализ учебного плана отделения татарского класса при Симферопольском уездном
училище подтверждает, что обучение в нем имело национальный компонент, т.к.
основными предметами были татарский и арабский языки, мусульманское вероучение,
изучался также русский язык и арифметика. Штаты отделения татарского класса
согласовывались с Таврическим Муфтием, утверждались д