РАЗДЕЛ 2
КИБЕРКУЛЬТУРА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СУБКУЛЬТУРЫ
2.1. Соотношение понятий "субкультура" и "киберкультура"
В социологическом энциклопедическом словаре термин "субкультура" (от лат. sub - под, около и cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) понимается как: "система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры; совокупность некоторых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества". [114, с. 350]
Важно отметить, что частица "суб"- уже не означает снижения общего духовного потенциала культуры, а только подчеркивает ее таксономический уровень - как подсистему иной по объему и смыслообразующим ценностям, типам стилевых особенностей субкультурных образований. Это определение не означает также вытеснения молодежных ценностей за рамки общего горизонта функционирующей культуры, а, напротив, означает включение ее на правах самостоятельной подсистемы. К. Соколов, Ю. Осокин относят появление термина "субкультура" к 30-м гг. XX в. [115, с. 21] Однако, широкое распространение его связано с молодежными движениями 1960-1970-х. гг. Слово "субкультура" звучит теперь более нейтрально и указывает на своеобразие норм и ценностей, символики и атрибутики, в том числе в рамках видового спектра молодежных сообществ. Такое понимание субкультуры стало возможным в рамках парадигмы множественности культур, а не противопоставления единой культуры некультурному окружению. Проявлением ее становится взгляд на общество как мультикультурное образование, признание того, что в его рамках сосуществуют разные культурные среды - нормативные и знаковые комплексы (социальные "языки" или, точнее, "диалекты"). Для описания этого разнообразия кроме термина "субкультура" существуют и другие. Широкую популярность завоевала, например, концепция "жизненных стилей", которая акцентирует внимание, прежде всего, на особенностях стратегий потребления, характерных для тех или иных общественных групп. Обнаруживается связь этих стратегий с мировоззрением и идеологическими факторами, подчеркивается символическая природа потребления и в целом стиля жизни. [116, с. 16-28]
Несколько ранее различия в образе жизни рассматривались также в терминах социальной стратификации, в том смысле, что культурная дифференциация может быть связана с принадлежностью к различным стратам, и как результат - различием доступных ресурсов, уровней и стилей потребления. Некоторое отношение к проблематике социокультурной дифференциации имеют также социологические традиции изучения социальных сред и сетей. [116-123].
Марк Титтлей обосновывает тезис о том, что субкультуры - это составляющие социального взаимодействия, на уровне которых возникает обновление доминантной культуры. "Субкультуры можно рассматривать - замечает он, как присущие поколениям общие формы идентификации, которые пересекаются с другими маркерами коллективной идентичности, такими как раса, пол, класс, сексуальная ориентация. Культурный консенсус происходит тогда, когда члены субкультурной группы имеют общие взгляды". [124, с. 123]. Он определяет субкультуру как какую-либо группу в составе доминантной культуры, члены которой имеют интересы, стили и идентичности, отличающиеся от интересов, стилей и идентичностей тех, кто принадлежит к основному руслу доминантной культуры. "Как в средневековье термином "культура" определялся аристократизм с чертами "аккуратность", "начитанность", "утонченность манер", "куртуазность", то есть все то, что давало возможность говорить об отличии аристократизма как способа жизни от способа жизни простых "некультурных" людей, так и современный термин "субкультура" определяет отличие нетрадиционной от традиционной культуры, где основными признаками являются те признаки, которые не соответствуют общепринятым ценностям и нормам". [125, с. 613]
Кроме указанных выше концепций заслуживает внимания предложенная К. Соколовым концепция социокультурной стратификации, понимающая субкультуру, в первую очередь, как явление социально-психологическое и художественное [126, с. 134 - 143]. Согласно этой концепции, субкультура - это картина мира, общая для определенной большой группы людей. Весомую роль в генезисе и эволюции субкультур играет искусство, оно отражает картины мира разных субкультур, а также своеобразным путем формирует и изменяет их. Именно различия в отражении картины мира порождают разнообразные субкультуры общества.
Назовем еще несколько известных на сегодняшний день типологизаций субкультур. Например, Б. Ерасов выделяет и кратко характеризует следующие 10 типов: субкультура бедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная. [127] Создателем, носителем и хранителем субкультурных традиций выступает обычно социокультурная группа. Вместе с тем не всякая социальная группа обладает собственной субкультурой. В качестве последней может быть признана общность людей, которая имеет отличительные культурные особенности, выделяющие ее среди других общностей.
Поскольку субкультура обычно пояснялась или сводилась к молодежным образованиям, то чаще всего эвристические возможности самого термина объяснялись из этого видового спектра. Так, Е. Якуба полагает, что "молодежная субкультура - какое-либо объединение молодежи, имеющее собственные элементы культуры, а именно: язык (сленг), символика (внешняя атрибутика), традиции, нормы и ценности". [128, с. 128] А Х. Ремшмидт предполагает, что в современной цивилизации возникновение молодежных субкультур связано, прежде всего, со значительным удлинением фазы взросления и быстрыми социальными изменениями, увеличивающими дистанцию между молодежью и взрослыми людьми. Взгляды молодых людей "обычно отличаются от представлений, свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы общения, характерные отличия
- Київ+380960830922