Ви є тут

Розвиток координаційних здібностей у баскетболістів 13-14 років з вадами слуху

Автор: 
Заворотна Ольга Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U003365
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для решения поставленных в работе задач использовали следующие методы исследования: изучение и анализ литературных и документальных материалов по проблеме, антропометрию, педагогическое тестирование, методы оценки аэробной работоспособнсти и лабильности центральной нервной системы, а также методы математической статистики.

2.1. Методы изучения и анализа литературных и документальных материалов
Теоретический анализ и обобщение литературных источников осуществлялся с целью изучения состояния исследуемой проблемы, определения степени актуальности изучаемых нами вопросов, а также постановки цели и задач исследования.
Изучены вопросы применения в процессе тренировочной деятельности специальных средств и методов и их влияние на организм детей с нарушениями слуха. Особое внимание уделялось особенностям развития различных физических качеств, которые влияют на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов с нарушениями слуха.
Проведен анализ полученных материалов, а также сравнение экспериментальных данных с уже имеющимися результатами авторов, работающих в сфере адаптивного физического воспитания и спорта.
Изучалась также литература из смежных областей науки: физиологии, педагогики, теории спорта.
Изучено 255 источников специальной литературы, из них 44 работ на иностранных языках.
2.1.1. Метод антропометрии
В работе исследовались основные антропометрические показатели спортсменов, такие как: рост, масса тела, окружность грудной клетки.
Актуальность этих исследований обусловлена необходимостью показать различие в состоянии физического развития слабослышащих баскетболистов и их здоровых сверстников.
Физическое развитие определялось по общепринятым методикам.
Для измерения роста использовался антропометр.
Окружность груди определялась с помощью измерительной ленты, которая накладывалась под углами лопатки и спереди по нижнему сегменту околососковой окружности груди.
Масса тела определялась путем взвешивания, которое проводилось на десятичных медицинских весах с точностью до 50 г.
2.1.2. Педагогическое тестирование
Выделяют тестирование относительно самостоятельных видов координационных способностей [173], согласно которому оценка уровня координационных способностей проводилась по слудующей программе тестирования:
* Способность к оценке и регуляции пространственно-временных параметров движений определялась с помощью с таких упражненей:
1) челночный бег 3х10м с оббеганием набивных мячей (В.И. Лях [122]). Суть его состоит в следующем: по команде "На старт!" спортсмен становится в положение высокого старта за стартовой линией с любой стороны от набивного мяча, по команде "Марш!" пробегает первые 10 м, оббегает с удобной стороны набивной мяч, который находится в полукруге, развернувшись, снова оббегает набивной мяч, который находится во втором полукруге, затем пробегает третий раз 10 м и финиширует.
2) ведение мяча рукой в беге со сменой направления движений (В.И. Лях [122]) Методика выполнения следующая: прямая дорожка 10 м, ограничена двумя параллельными линиями, 3 вертикальные стойки. По прямой линии чертят три круга диаметром 80 см, между центрами кругов, куда устанавливают вертикальные стойки, расстояние 2,5 м. Расстояние от линии старта до центра первого круга и от линии финиша до центра третьего круга также 2,5 м. По команде "На старт!" спортсмен становится в положение высокого старта за стартовой линией с мячом в руках. По команде "Марш!" спортсмен начинает вести мяч одной (сначала ведущей, а потом не ведущей) рукой. Стараясь выполнить задание как можно быстрее, спортсмен постепенно оббегает каждую из трех стоек и финиширует.
3) передача баскетбольного мяча на скорость и точность. Суть состоит в следующем: по сигналу спортсмен от линии старта бежит, выполняя передачи мяча в соответствующие мишени, после передачи пятого мяча он бежит к линии, заступает за нее ногами и возвращается назад, затем выполняет еще пять передач и финиширует. Точность попадания мяча в цель фиксируется в баллах: попадание в малый круг - 3 балла, в большой - 2, площадь за этим кругом - 1 балл. Интегральным показателем скорости и точности передач является индекс (ПСТп), который вычисляется по формуле:
ПСТп = ЧВ * 1 / (1+0,1 * Т),
где ЧВ - время выполнения передач, с; Т - точность передач, баллы.
4) дистанционные броски баскетбольного мяча на скорость и точность. На одной стороне баскетбольной площадки отмечают пять точек - первая и пята находятся на расстоянии 450 см слева и справа от кольца, вторая и четвертая - под углом 45? и на расстоянии 450 см соответственно слева и справа от кольца, третья точка находится также на расстоянии 450 см под углом 90?. После команды "Марш!" спортсмен стартует из-за лицевой линии и поочередно как можно быстрее выполняет пять бросков мяча в корзину с определенной точки, стараясь попасть мячом в корзину, после выполнения пятого броска он забегает за лицевую линию, возвращается на старт и выполняет еще пять бросков в кольцо, после десятого броска оббегает штрафную площадку и финиширует. Скорость выполнения теста определяется по времени выполнения 10 бросков мяча в кольцо, зафиксированное после стартового сигнала до пересечения лицевой линии (финиша). Точность регистрации времени - 0,1с. Точность определяется по суммарному количеству попаданий мяча в кольцо с различных точек в кольцо.
Интегральный показатель скорости и точности бросков (ПСТк) вычисляется по формуле:
ПСТк=ЧВ * 1 / (1+0,1 * Т),
где ЧВ - время выполнения бросков мяча в кольцо, с; Т - точность попадания мяча в кольцо, количество раз.
* Контроль способностей к ориентации в пространстве определялся с помощью следующих упражненеий:
1) бег к пронумерованным мячам. Методика выполненеия следующая: спортсмен стоит перед набивным мячом массой 4 кг, за ним на расстоянии 3 м (и 1,5 м один от одного) лежат в кругах 5 набивных мячей по 3 кг с нумерацией о