Ви є тут

Еволюция исламского права: теоретико-компаративистское исследование

Автор: 
Бехруз Хашматулла
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0506U000721
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ГЕНЕЗИС ИСЛАМСКОГО ПРАВА
2.1. Проблемы периодизации истории исламского права
Интерес к истории исламского права на протяжении всей истории существования
исламской цивилизации проявлялся в разной степени. Изучением истории исламского
права занимались многие исследователи, среди которых есть как исламские
ученые-правоведы, так и западные, а также ученые- правоведы советского и
постсоветского пространства.
Каковы же исторические корни возникновения исламского права, каковы его
наиболее важные этапы, тенденции и закономерности эволюции?
Думается, для всеобъемлющего изучения данной проблематики необходимо
использовать такой логический прием, как периодизация, т. е. определить
основные этапы, позволяющие раскрыть историю исламского права с момента его
зарождения и формирования и до сегодняшнего дня.
Нельзя утверждать, что такая периодизация отсутствует в работах правоведов,
изучающих исламское право. Однако большинство ученых сводит историю исламского
права только к периоду его доктринальной разработки (VIII—X вв.).
Заслуживает внимания периодизация, предложенная Абу Амином Филипсом, который
расширил рамки истории формирования и развития исламского права. Согласно его
периодизации, история исламского права состоит из шести этапов. Он их называет
следующим образом: основание (формирование), установление, построение, расцвет,
консолидация, а также застой и упадок. Эти этапы приходятся на следующие
исторические периоды: 1) осно­вание — эпоха Пророка Мухаммада (610—632); 2)
установление — эпоха Праведных Халифов от смерти Пророка и до середины VII в.
(632—661);
3) пост­роение — от середины династии Омейядов (661) до ее упадка в середине
VIII в.; 4) расцвет — от восхождения династии Аббасидов в середине VIII в. до
начала ее упадка (середина Х в.); 5) консолидация — упадок динас­тии Аббасидов
от примерно 960 г. и до гибели последнего халифа Аббасидов от рук монголов в
середине XIII в.); 6) застой и упадок — от разграбления Багдада в 1258 г. и до
наших дней  [12, с. 22—23].
Г. фон Грюнебаум отстаивает идею о синхронности возникновения исламского
государства и исламской цивилизации, относя подъем и упадок ислам­ской
цивилизации к периоду, который протекал между VII и ХII вв. [107, с. 344]
При исследовании исламской цивилизации А. Дж. Тойнби отмечал, что «исламская
цивилизация (или цивилизации) поднялась в XIII в., когда послед­ние остатки
Аббасидов были уничтожены монгольским полководцем Хулагу» [312, с. 149].
Таким образом, отсчет существования исламской цивилизации и исламского
государства начинается с VII в., когда Пророк Мухаммад образовал Мединское
государство.
Думается, для всеобъемлющего изучения генезиса исламского права
необходим расширительный подход к периодизации истории исламского
права, который дает возможность объективно рассмотреть историю его раз­вития и
формирования. Исследование исламского права необходимо начинать с момента
зарождения ислама, поскольку нельзя говорить о зарождении ислама только как
религии и цивилизации в отдельности от регулирования
вопросов, традиционно относящихся к правовой сфере. И в связи с тем, что
исламское право полностью базируется на исламской религии, изучение
истории исламского права только в рамках его доктринальной разработки VII—Х вв.
не дает возможности полностью раскрыть специфику исламского права.
Для наиболее полного и всестороннего изучения истории исламского права
представляется целесообразным выделить следующие этапы:
— первый этап — зарождение и начальный этап развития исламского права (VII
в.);
— второй этап объединяет хронологически последовательные периоды доктринальной
разработки исламского права в период становления Арабского халифата и появление
первых исламско-правовых школ (VII — первая половина XІІІ в.);
— третий этап — развитие исламского права в эпоху Османской империи и период
«исламской реформации», как попытка адаптации его положений к новым условиям
(конец XІІІ — первая половина ХХ в.);
— четвертый этап — развитие исламского права в современный пе­риод,
характерными чертами которого являются усиление тенденций исламизации и
частичный возврат правовых систем некоторых исламских государств к традиционным
истокам (вторая половина XX в. — до наших дней).
Каждый из обозначенных этапов эволюции исламского права характеризуется
определенной важностью в силу исторической роли, поскольку опосредует собой
стадии существования исламского права как сложного, комплекс­ного явления в
неразрывной связи с исламской религией и цивилизацией.
2.2. Зарождение и начальный этап развития исламского права (VII в.)
Исламское право в своей основе сложилось, как отмечает Л. Р. Сюкияйнен, в VII—X
вв., в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате, как система
норм, выраженных в религиозной форме, и в той или иной степени санкционируемых
и поддерживаемых теократическим исламским государством и основанная на религии
— исламе  [300, с. 42—43]. Таким образом, зарождение исламского права в VII в.
совпадает с началом формирования исламской цивилизации.
Возникновение ислама связано с жизнедеятельностью Пророка Мухаммада, личность
которого занимает важнейшее место как в религиозной доктрине ислама в целом,
так и в сфере его правового проявления, в частности. Согласно исламской религии
Мухаммад был избран Аллахом в качестве его Пророка. Признание Мухаммада как
Пророка и посланника Аллаха является одним из двух непременных символов
исламской веры, а именно веры в то, что «нет никакого божества, кроме Аллаха» и
«Мухаммад является Пророком и посланником Аллаха». Основные положения ислама
как веры, философии и как системы права содержатся в изречениях Мухаммада,
п