Ви є тут

Теоретичне, клініко-діагностичне, медико-психологічне, психотехнічне та психопатологічне обґрунтування й оцінка психотерапії психогенно-обумовлених розладів

Автор: 
Чугунов Вадим Віталійович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0507U000166
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
МЕТОДЫ, КОНТИНГЕНТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
И МАТЕРИАЛЫ (ИСТОЧНИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
Методическое обеспечение исследования распадается на несколько страт - в соответствии с методологическими уровнями исследования. Однако, во избежание построения сложной иерархии, просто обозначим основные группы задействованных методов.
Формальные требования и реалии повседневного отправления клинической практики заставляют обратиться к следующим группам методов: клинические, инструментально-функциональные и математические. Сложноподчиненная структура объектно-предметной сферы настоящего исследования вынуждает ввести еще две группы: формально-логические и медико-социологические.
Клинические методы были представлены академическими клинико-психопатологическими и неврологическими, несколько различаясь для каждого контингента обследованных.
Инструментально-функциональные методы включали ЭЭГ, ЭхоЭГ и РЭГ.
К математическим были отнесены методы обработки результатов (клинико-статистический анализ).
Формально-логические - как науковедческие, так и документально-библиографические - методы в целом ассимилированы различными процедурами компетиционно-сентенционного архив-анализа практик, и, в частности, КДЭ-анализа, в силу чего подробно останавливаться на них не имеет смысла.
В науковедческой части исследования мы придерживались критериев включения / исключения признаков, основываясь на сущностных дефинициях понятий науки, дисциплины, профессии, специальности.
Наука - социальный институт и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.
Дисциплина - самостоятельная отрасль какой-либо науки с необходимыми атрибутами.
Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.
Специальность - отрасль производства, практики, техники и т. п. как область чьей-то деятельности, работы или учебы.
Социологические исследования вплотную примыкают к психофеноменологическим. Эти исследования всегда ориентированы на социо-психические структуры - что видно уже по конструкции любой анкеты; их склонность к ассимиляции психологических конструктов (будь то поведенческие маркеры, индикаторы мотиваций, шкалы удовлетворенности, определители мнений и т. п.) чрезвычайно высока.
Формально же из социологических методов были выбраны: наблюдение (включенное, структурированное), традиционный и контент-анализ документов, метод экспертных оценок, а также ряд специальных медико-социологических методов.
Еще одна, важнейшая, роль клинических и инструментально-функциональных методов - проведение дифференциальной диагностики, преследующей цели отграничения патологических, нозологических и синдромальных форм, лежащих в сфере клинической компетенции психотерапии, от состояний, подлежащих курации в клиниках психиатрии и неврологии.
Несмотря на то, что методически исследование в области психотерапии должно соответствовать общему плану технологии исследований в области психо(нейро)дисциплин, совершенно очевидно, что ни клинико-психопатологическое исследование, ни экспериментально-психологическое, ни традиционное неврологическое не отвечают специфике психотерапии.
Более того - диагностика, проведенная в одном из названных ракурсов, и завершившаяся постановкой нозологического медицинского (психиатрического или неврологического) либо некоего "психологического" диагноза (заключения), не дает оснований для полноценного развертывания психотерапии: психиатрический диагноз, не говоря уже о неврологическом, психотерапию чаще всего исключает, а диагноз "психологический" переводит ее в плоскость психокоррекции - той ее разновидности, которая апеллирует ко всевозможным областям психофеноменологического дискурса, кроме необходимой в данном случае клинико-нейробиологической.
В то же время, если взять какие-то частные, лишенные методической агрессивности методики этих достаточно отграниченных и крупных методических стратегий, и использовать в подчиненном целям психотерапии виде, то в итоге возможно получить результаты, на основании которых допустимо строить теорию и практику психотерапии,- более того, они приближают к непосредственно психотерапевтической диагностике и ее результату - ФДПД.
В данном случае речь прежде всего идет об использовании процедуры сбора психоанамнеза и элементов нейровегетативного исследования.
К ним примыкают методы этологического (рафинированная, снабженная глоссарием и набором правил экзегетики диагностика поведения по В.П. Самохвалову [457]) и патоперсонологического исследований (идентификация личности пациента и идентификация личности психотерапевта), нейропсихологического эксперимента, а также исследований клинико-фармакологических - анализ терапевтического ФФ и психофармакологические пробы (фон экспериментальный).
Использовались и специальные, разработанные в рамках понятийного поля интрадисциплинарной концепции психотерапии или модифицированные методы, которые составили собственно психотерапевтический пласт методов исследования и легли в основу процедуры психотерапевтической диагностики. Их можно было бы определить как клинико-психофеноменологические, или психометодологические, методы. Это: психотерапевтическое собеседование; специальные диагностические (феноменные) приемы; диагностика КПЭС; клинико-культуральное исследование.
Отдельную группу составили подчиненные методы мнестологические, метод