РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Цели подготовки и повышения квалификации учителей
Общественные, политические и экономические изменения требуют, прежде всего,
существенных изменений в образовании. Эти изменения в большинстве европейских
стран связаны главным образом с реализацией реформы образования, которое
является новым чрезвычайно тяжелым вызовом для её авторов и инициаторов. Среди
основных целей реформы можно выделить следующие: поднятие уровня образованности
общества, выравнивание образовательных шансов молодежи, улучшение качества
обучения и подготовка молодого поколения к жизни в развитом информационном
обществе XXIв. Эффективность внедряемых изменений зависит от многих факторов и
субъектов, среди которых наиважнейшее место всегда занимает учитель [656]. Нет
никаких сомнений, что от качества работы учителей, их активного участия,
инициативы зависит судьба изменений в школьном образовании. Поэтому необходимо
гарантировать высокий уровень подготовки учительских кадров и использовать
соответствующие организационные условия и решения, которые обеспечат
непрерывное повышение профессиональной квалификации соответственно изменяющимся
требованиям в области обучения и воспитания.
При анализе подготовки учительских кадров нужно рассмотреть такие вопросы, как
личность преподавателя, эффективность учительского труда, роль преподавателя в
системе образования и квалификации преподавателя. Важно также исследовать
поведение преподавателей в условиях окружающей действительности, модели
преподавателей, а также прогноз относительно «завтрашнего дня» преподавателя
[163].
Среди основных качеств личности учителя многие исследователи выделяют честность
и постоянство характера в совокупности со справедливостью в поведении по
отношению к другим [631]. Важным фактором, влияющим на авторитет преподавателя,
является его интеллектуально-культурный уровень. От преподавателя требуется,
чтобы он овладел как можно более глубокими и прочными знаниями о природе,
обществе и культуре, а вместе с тем выработал свое собственное к этому
отношение. Общим и вместе с тем основным требованием для хорошего преподавателя
является также творческий подход, выражающийся в умениях реализовать свои
способности в профессиональной деятельности. Личные качества преподавателя
составляют неотъемлемое условие ожидаемого педагогического воздействия, что
должно повлиять на соответствующие отношения между учителем и его учениками.
Успех в труде преподавателя зависит от того, справедлив ли он по отношению к
учениками, требователен и одновременно терпелив, сердечен и дружелюбен. В этих
требованиях есть своеобразное колеблющееся равновесие, какая-то «золотая
середина», которой должен придерживаться воспитатель, чтобы быть не только
справедливым, но и понимающим человеком, не только, как писал А.С.Макаренко,
ставить требования, но и оказывать уважение и доверие [117].
Изменяющееся общество приводит к переменам в условиях и содержании труда
преподавателей. Изменяется также иерархия факторов, определяющих эффективность
учительского труда, в связи с чем от учителя требуется обладание в частности
[509]:
знанием о развитии человека и процессе социализации людей;
знанием о молодежи, её потребностях, запросах и стремлениях;
предметными знаниями, постоянно обновляемыми и обогащаемыми;
сведениями о совокупности вопросов, связанными с профессиональной
деятельностью, проблематикой её организации, квалификации, социальных
потребностей человека;
знанием моделей потребления, взаимных соотношений между материальными и
духовными ценностями в жизни человека;
знаниями и умениями, связанными с дидактической и воспитательной работой;
общими знаниями о развитии общества, факторах и механизмах
общественно-экономического, а также культурно-политического развития страны.
Никакой ВУЗ не в состоянии подготовить преподавателя на весь период его
профессиональной деятельности. Отсюда потребность непрерывного повышения
квалификации и профессионального совершенствования. Эта потребность уже
отмечалась много лет назад. По мнению некоторых исследователей, учитель
завтрашнего дня ещё в большей степени, чем в настоящее время, должен:
быть хорошим специалистом, который способен не только передавать учебные
сведения, но и, что может быть важнее, формировать у молодежи соответствующий
подход (формировать мотивацию) и обучать умениям самостоятельного непрерывного
учения, формирования компетентностей и совершенствования своей интеллектуальной
культуры;
уметь пользоваться в дидактической работе техническими средствами и ИКТ,
облегчающими процесс обучения;
быть хорошим и «надёжным» воспитателем молодежи, часто в рамках партнерства,
доброжелательным и профессиональным советчиком для родителей, понимать
потребности и умело включаться в различные формы опеки над молодежью;
быть инициатором, вдохновителем, организатором и часто реализатором различных
образовательно-культурных мероприятий, касающихся окружающей среды и интересных
и полезных широким общественным кругам;
ощущать потребность и уметь непрерывно, всесторонне развиваться и
совершенствоваться [707].
XXI век потребует от людей «нового мышления и действий», инновационного и
альтернативного мышления, групповых всесторонне направленных действий,
потребует значительно большей, чем до сих пор профессиональной и географической
мобильности, а впоследствии систематического и эффективного учения в течение
всей жизни. Девиз «life long learning» (обучение в течение всей жизни) станет
обязательным, а по мнению некоторы
- Київ+380960830922