Ви є тут

Компетентнісно орієнтоване навчання російської мови в початкових класах (у школах з українською мовою навчання)

Автор: 
Гудзик Ірина Пилипівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0508U000167
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2
О сущности компетентностно ориентированного обучения русскому языку в начальных
классах школ с украинским языком обучения
Разработка кометентностной парадигмы образования в целом предполагает
определение сущности компетентносного подхода применительно к отдельным
предметам школьной программы. Рассмотрим ту часть проблемы, которая касается
обучения русскому языку в начальных классах школ с украинским языком
преподавания. Проанализируем аспекты данного курса, определяющие сущность
компетентностно ориентированного обучения – его содержания; форм, методов и
приемов учебной работы, а также подходов к определению результатов обучения.
2.1. Развитие аффективной и когнитивной сфер личности в обучении русскому
языку
Принципиально важными характеристиками языкового курса, построенного на основе
современных представлений о целях обучения и его конечных результатах, являются
те, которые соответствуют гуманистическим идеалам демократического общества,
направлены на всестороннее развитие личности школьника с учетом ее интересов,
склонностей, возрастных особенностей. С этой точки зрения необходимо
рассмотреть психолого-педагогическую проблему соотношения аффективной и
когнитивной сфер личности как важную характеристику компетентностно
ориентированного обучения русскому языку в начальных классах.
Аффективная сфера (стремления, эмоции, чувства, воля человека) и когнитивная
(познавательная) сфера личности являют собой две взаимосвязанные формы
психического отображения объективного мира. Разница между ними состоит в том,
что «в познавательной сфере отображается внешний предметный мир, а в
аффективной – внутреннее состояние человека. Это отображение осуществляется в
познавательной сфере в образах, а в аффективной – посредством переживаний. В
образах воспроизводится содержание объективного мира, а в переживаниях –
отношение к этому миру» (308, 340).
Обе эти сферы одинаково важны для человека. Познавательная деятельность
(чувственное и абстрактное теоретическое отображение) лежит в основе построения
определенной модели окружающего мира, но в этом процессе большую роль играют
чувства, эмоции. Именно эмоции дают возможность человеку оценить воспринятое,
выделить в нем наиболее значимое – в соответствии со своей собственной мерой,
которая формируется на основе интеллекта и эмоций. «Оценивая, выделяя значимое,
личность не только приспосабливает, адаптирует предметы и явления к своей мере,
она создает новые измерения, эталоны, развивая, создавая самое себя» (Там же,
367).
Школьное обучение должно активно участвовать в формировании обеих сфер
личности, способствовать и развитию логики мысли и формированию, по выражению
Л. С. Выготского, «умных эмоций» (76, 288), помогать детям найти меру вещей,
соответствующую представлениям цивилизованного демократического общества.
Необходимость пристального внимания ко всем сторонам личности учащихся в
учебно-воспитательном процессе в принципе является бесспорной, в дидактических
работах уделяется внимание и интеллектуальному (191; 281; 349; 386; 431; 435) и
эмоциональному (14; 200; 320; 408) развитию школьников. При этом эмоциональный
фактор считается настолько существенным, что его относят к дидактическим
принципам (В. Помагайба, Ю. Бабанский и др.). Так, среди принципов обучения,
выделенных Ю. Бабанским, находим принцип обеспечения положительной мотивации,
который предполагает формирование у учащихся положительных эмоций, вызванных
учебными успехами и стимулирующих учение. А. Савченко, рассматривая важность
эмоциональной увлеченности учением, анализирует условия, которые способствуют
формированию у детей радости познания, говорит о необходимости учить детей
чувствовать красоту природы, обогащать их память, мышление, воображение яркими
образами, «которые западают в душу, активизируют мышление и речь» (326, 149).
Однако, как отмечают исследователи (262), эмоционально-ценностный компонент
обучения остается недостаточно разработанной дидактической проблемой, а в
школьной практике по традиции акценты делаются на интеллектуальном развитии, и
эмоциональная сфера оказывается отодвинутой на задний план. По мнению А. В.
Толстых, «образование предельно рационализировано и вербализовано, из него
выхолощен аффективно-эмоциональный запал детства, что приводит к
распространению в обществе профессионально компетентного, но бездуховного
индивида» (214, 6).
2.1.1 Приоритет речевой работы в обучении как условие достижения паритета
аффективной и когнитивной сфер личности учащегося
В традиционном обучении языку преобладание логико-понятийной сферы
познавательной деятельности в значительной мере связано с ориентацией школьного
курса преимущественно на формирование знаний о языке, аналитических умений,
касающихся лингвистических характеристик языковых единиц, а также правописных
умений и навыков. Такая же направленность обучения характерна для системы
развивающего обучения, в основу которого положены идеи Л. В. Занкова, Д. Б.
Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина о решающей роли теоретических знаний и
формирования обобщенных способов деятельности, о необходимости уже в начальных
классах обучения на высоком уровне трудности. Обычное содержание начального
обучения характеризуется, например, так: «Неправомерное облегчение учебного
материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные однообразные
повторения, по-видимому, не могут способствовать интенсивному развитию
школьников» (275, 24). И это о традиционном курсе для начального обучения, в
котором представлен очень большой объем лингвистического материала.
Особенностью указанной сист