РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ конкурентных позиций судоходных компаний
Украины
2.1 Роль государства в формировании и реализации морской политики
Формирование теоретических основ транспортной политики обусловлено
экономическими социальными и экологическими потребностями общества. Эффективные
системы транспортирования имеют большое значение для целей развития общества, и
могут негативно влиять на экономический рост, социальное развитие и окружающую
среду. Между тем, транспорт играет существенную роль в формировании ВВП, в
частности, для Евросоюза это составляет порядка 7% от его величины,
одновременно обеспечивая 5% занятости в странах ЕС. Таким образом, транспортный
комплекс и одна из его основных составляющих - морской транспорт являются
важнейшими элементами экономики, и их правовое положение во многом
обусловливает экономический рейтинг каждой страны. Подвижность товаров и людей
- существенный компонент конкурентоспособности каждого государства и
обеспечение этого является важнейшей политической и экономической задачей
любого правительства и любой державы.
Современная морская политика представляет собой неразрывное единство трех
основных компонент. Во-первых, это экологическая сфера и все, что связано с
обеспечением безопасности судоходства и человеческой жизни на море. Во-вторых,
это область, которая связана с международной торговлей, экономической
интеграцией и глобализацией мировой экономики. В-третьих, это собственно сам
морской бизнес в национальном и межнациональном аспектах. Соответственно для
каждой из компонент морской политики выделяются отдельные задачи, существо
которых сводится к следующему:
a) уменьшать экологические и другие негативные последствия, связанные с
деятельностью морского транспорта;
b) развивать экономическую интеграцию и снижать фрахтовую составляющую в цене
товара посредством повышения качества услуг морской перевозки;
c) обеспечивать рост занятости населения и бюджетные поступления от морского
бизнеса.
Взаимосвязь основных задач морской политики показана на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Взаимосвязь основных задач морской политики.
Несмотря на достаточно изолированные области отдельных задач морской политики,
их реализация не является независимой. Практическая реализация всех
политических деклараций и аспектов в этой сфере свидетельствует о подчиненности
всех направлений морской политики интересам национального бизнеса. Для этого
косвенным образом используется сфера, относящаяся к безопасности мореплавания и
окружающей среды как способ установления препятствий на пути использования
флотов других государств. Наиболее показательной в этом отношении является
морская политика Евросоюза. Это и действия направленные на установление
требований наличия двойного корпуса у балкеров, и действия по стандартизации
судоходства малого тоннажа и сертификации судов для перевозок из стран
европейского континента. На рисунке этому соответствуют области ab; abc; ас к
области аb относится открытие Евросоюзом для всех его членов внутренних
каботажных перевозок и реализация программы Марко Поло – поддержки судоходства
малого тоннажа. Повышение конкурентоспособности флота стран Евросоюза
предполагается так же осуществить путем создания единого в ЕС судового реестра,
что устранит внутреннюю конкуренцию и тем самым повысит их рейтинг на мировом
фрахтовом рынке.
Морской транспорт, является основным материальным средством обеспечения
международных экономических связей, поэтому многие развитые государства и вне
ЕС проводят мероприятия по содействию развития этой отрасли.
В тоже время такие страны, как Канада, Австралия, в определенной мере Япония,
значительно утратив лидирующие позиции в мировом судоходстве в последнее время
существенно уменьшили влияния государства в сфере развития торгового
мореплавания, что связано с политикой, которая была ориентирована на увеличение
степени открытости и повышения роли международных рыночных сил и конкуренции.
Такой подход должен был привести к увеличению конкурентоспособности морского
коммерческого судоходства, обеспечивающей экономический рост во всем мире.
В начале 60-х годов прошлого века считалось, что широкое вмешательство
государства в морское торговое судоходство является основой для развития данной
отрасли. Такой подход обуславливался тем, что в большинстве случаев она
является менее прибыльной, а также требует больших инвестиций по сравнению с
другими сферами экономики. Этот путь так, иначе ли, прошли все развитые страны
мира. И именно сегодняшнее положение стран в международном судоходстве в
значительной мере определяется политикой, которая проводится ими, начиная,
приблизительно с 60-х годов до второй половины 80-х годов прошлого века и
формировалась под воздействием технических и структурных изменений, которые
характеризуют отрасль. Традиционно судоходная политика государства заключалась
в развитии национального судоходства и осуществлялась в основном ведущими
морскими державами.
Исторически сложились два основных направления государственной политики -
протекционизм и фритредер. Первое направление подразумевает защиту
промышленности и сельского хозяйства от иноземной конкуренции на внутреннем
рынке. К признакам протекционизма можно отнести высокие ставки таможенных
тарифов и ограничение импорта. Фритредер же напротив политику вольной торговли,
неограничивающей ввоз товаров и допускающей установление низких таможенных
тарифов. Комбинация этих двух направлений часто встречается последние
полстолетия. Судоходная политика в основном зависит от особенностей
экономической
- Київ+380960830922