Ви є тут

Взаимодействие документальных форм кинематографа и телевидения

Автор: 
Мазурина Елена Алексеевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
168
Артикул:
133468
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЯАН К Е
стр.
ВВЕДЕНИЕ................................. 3
Глава I. Социально-исторические предпосылки взаимодействия документального кинематографа и телевидения ................. 21
§ I. Характеристика основных этапов становления экранной публицистики § 2. Социально-эстетические закономерности взаимодействия документальных форм кинематографа и телевидения /к анализу общественноисторических функций экранной
публицистики/........................ 56
Глава П. Эстетические особенности развития документального кино на телевидении § I. Эволюция экранного героя - главного
объекта социального анализа в
экранной публицистике............ 88
§ 2. Документальные формы кино и телевидения в идейно-эстетическом воспитании молодежи..........................ррд
Заключение............................................Р50
Библиография ......................................... Р58
3
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе экранного документализма теоретическое исследование проблем взаимодействия документальных форм кинематографа и телевидения имеет не только научно-теоретическое, но и глубоко практическое значение. Обусловленные в своей актуальности развитием телевидения, его возросшей ролью в системе средств массовой информации, расширившейся сферой его идеологического влияния на общественное сознание, теоретические проблемы экранной публицистики смыкаются на практике с повышением роли документального кино в обществе, с решением важнейших вопросов усиления пропагандистской эффективности телевизионных програш, углублением их общественно-политического содержания и идейной направленности.
Документалистика, "образная публицистика", призванная стать, по мысли В.И.Ленина, важнейшим элементом в структуре будущего советского кинематографа*^, с распространением.иростом телевидения в нашей стране получила новые возможности непосредственного контакта с многомиллионным населением и широкие перспективы для реализации своих прямых политических функций: идеологическое воздействие на народное сознание, коммунистическая пропаганда и агитация, воспитание масс.
Два вида экранного творчества - кинематограф и телевидение, -выступая на современном этапе социально-политического и культурного развития страны эффективными общегосударственными каналами, стали действительно коллективным организатором масс и, осуществляя, таким образом, функции экранной пропаганды, развиваются, как это и предвидел В.И.Ленин, "в духе той линии, которую...ведут наши луч-
9/
шие советские газеты"'.
I/ Самое важное из всех искусств.Ленин о кино.-М.:Искусство,1973, с.163.
2/ Там же, с.166.
15
При некоторых технических и иных различиях, отмечает Р.
Юренев, кинематограф и телевидение должны рассматриваться в одной изобразительно-выразительной системе. "И кино, и телевидение,- пишет он,- будучи одним искусством, является не только изобразительным, но и драматическим, синтетическим, полифоническим искусством. Принципиальной разницы здесь нет и быть не может"*Л Это положение, соотнесенное с предметом нашего исследования, укрепляет обоснованность выдвигаемых в работе аргументов в отношении исторической близости, общности основных эстетических принципов и характеристик экранной публицистики.
Кроме общих закономерностей взаимовлияния кино и телевидения процесс взаимодействия документальных форм экранного изображения обусловлен, как мы уже отмечали,еще и рядом важнейших особенностей общественно-исторических функций документального кинематографа, экранной публицистики как средства прямого отражения социально-политической деятельности, эффективного агитационного и пропагандистского средства в коммунистическом воспитании масс, о чем еще пойдет речь ниже.
Цель нашего исследования заключается, таким образом, в попытке рассмотрения взаимодействия документальных форм кинематографа и телевидения как процесса, обусловленного историческим развитием общественных функций экранной публицистики, возросшей ролью документального телевидения как инструмента экранной пропаганды, в анализе на этой основе эстетической системы выразительных средств документального экрана как результата творческого осмысления социально-политической дей-ствительностии реализации прямой агитационной задачи кино- и телепублицистики - воздействие на общественное мнение, формирование коммунистического сознания.
I/ "Искусство кино", 1983, № II, с.109-110.
16
Конкретными задачами исследования становятся:
- анализ социально-исторических предпосылок взаимодействия документальных форм кинематографа и телевидения;
- содержательный анализ общественно-исторических функций экранной публицистики;
- рассмотрение документальных форм экранного творчества как результата социально-эстетического отражения политической реальности;
- анализ эстетических особенностей становления экранной выразительности в процессе взаимодействия документального кинематографа и телевидения;
- исследование специальных вопросов соотношения социального и эстетического в экранном документализме как средства прямого, непосредственного отражения действительности;
- исследование закономерностей идеологического содержания процесса взаимодействия документальных форм кинематографа и телевидения в свете общих задач и целей развития и совершенствования экранной пропаганды.
Методологическим основанием нашего исследования послужили фундаментальные принципы исторического и диалектического материализма, изложенные в трудах классиков марксизма-ленинизма. Особое значение при рассмотрении процесса взаимодействия документального кино и телевидения в единстве исторических и логических сторон его развития имели принципы детерминизма, всесторонности исследования разнообразных отношений и связей в историческом развитии сложного общественного явления, сформулированные В.И.Лениным, а также развитые им методологические принципы диалектического подхода к анализу сложных объектов. В.И.Ленин выдвинул, как известно, три общетеоретических принципа диалектической логики, имеющих принципиальное значение и для нашего