Ви є тут

Художественная промышленность и народные ремесла в Грузии конца XIX- первой половины XX века (творческая и учебно-педагогическая практика)

Автор: 
Цицишвили Этери Давидовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1985
Кількість сторінок: 
154
Артикул:
133453
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. В в е д е н и е........................................... 2
2. Глава I. Состояние прикладного искусства в Грузии и подготовка инструкторов-мастеров в
конце XIX - начале XX века............................. 12
3. Глава П. Развитие промышленно-прикладного искусства Грузии и подготовка кадров с начала 1920-г годов до середины 1930-х годов ........ 41
4. Глава Ш. Система и деятельность проектных учреждений, образование в области прикладного искусства. Середина 1930-х - начало
1950-х гг............................................. 73
5. Общие выводы..............•••.?,]....................... 105
6. Примечание............................................ III
7. Использованная литература.............................. 134
ВВЕДЕНИЕ
Изучение развития народного и щюьшпшешо-прикладного искусства Грузии, хеше части грузинской культуры, является одной из главных задач исследования истории материальной культуры грузинского народа.
Вес народа, з том числе и грузинский, в своей биту, в своей жизни старались придать окружающему предметного миру красо-ту.
Как извсстпо и грузинский парод пспокон веков наделял бытовые .предметы высокими эстетическими и функциональными качествам, которые выверялись веками, трудом поколений народны?: мастеров. При этом пзделпя прикладного и народного искусства всегда отражали стиль, моду определенного времени, материальный урозепь п вкусы различных социальных слоев общества.
С конца ЛХ зека искусство предметного мира постепенно начало дифференцироваться. Нас лптсресует как проходил этот процесс в Грузни, как искусство предметного мира, сохранив национальное своеобразно, обрело современные формы. Мы ставили задачи, проследить как шел процесс воспитания с одной стороны худогышкоЕ-прикладншсов и с другой - мастеров народного искусства, художественного ремесла в отрезке времени (с конца ЛХ -первой половине XX века), когда в Грузин начала (спачала медленно) развиваться промышленность.
С приходом капитализма н его развитием, естественно и с развитием промышленности и появлением дешевых фабричных това-роз, изделия традиционных художественных ремесел стали исчезать. Капитализм оказался смертельным для народного искусства.
Интслчнгенты-просветптеяи принимают меры для выхода из создавшегося положения. С целью сохранения народного искусства они организуют исследовательско-творческие и учебные уч-
- 12 -
Г Л Л Б Л I
СОСТОЯНИЕ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ГРУЗИИ И ПОДГОТОВКА ШСТРУКТОРОВ-Ш1СТЕРОЗ В КОНЦЕ XIX - НАШЕ XX ВЕКА
- ІЗ -
Еще с древних времен ремесленник наделял свое ІІЗДЄЛПЄ внсокгош достоинствами, добиваясь некоторых важнейших качеств: комплексной функциональности, максимального удобства з эксплуатации п красоты. Предаст,вышедший нз руїс ремесленника, обладал техническим совершенством (прочность, надежность и копструк-тнвность), полезностью (вшалнял свою основную функцию п алу-жил человеку) и красотой (пропорциональность, декоративность н т.д.). Ремесленник, отлично владевши материалом п навыками работы с ним, пользовался разнообразншп средствами выражения красоты, умел синтезировать практические п эстетические задачи. Болылшство ремесленных изделии отличались логикой и целостностью, конструктивной законченностью и рациональностью. В различные времена требования красоты, удобства, методы компановки дифференцировались, уточнялись, а иногда дале видогвменялись. Основываясь ка прочных традициях, ремесленник в то ке время создавал и новые, более современные изделия.
Своп знания и мастерство ремесленники с древних времен передавали своим детям или учеіппсам-подручіїнм.
Издревле грузинские народные мастера проалавилпсь далеко за пределами страны. Оіш создавали великолепные изделия художественного ремесла: домашнюю утварь, оружие, музыкальные инструменты, мебель, одежду, орудия труда и т.д. Множество остро-умных приспособлений облегчали труд крестьянина.
Замысел п исполнение идеи, нреврацение се в изделие, были сосредоточены в одном лице - з лице ремесленника. Позднее труд разделяется. Специалист проектирует, рисует, а мастер исполняет. Пальза, красота п техническое совершенство ремесленного изделия того времени поражают нас и сейчас. Как отмечает известный английский дизайнер Дж. К.Джонс, "за кажущейся простотой приштлзпого ремеелепного производства кроется тоїшая и