2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основания социологии религии Эмиля Дюркгейма.................................................
1.1. Идейно-теоретический контекст концепции религии
Э. Дюркгейма в XIX - начале XX века.......................... р
1.2. Эмиль Дюркгейм о сущности религии, её роли в общественной жизни.......................................................... 27
Глава 2. Роль теории Э. Дюркгейма в формировании социологической традиции изучения религии........................................
2.1.Оценка социологической концепции религии Э. Дюркгейма у русских и зарубежных социологов XIX - XX века.............. ^
2.2. Влияние взглядов Э. Дюркгейма на современную социологию религии....................................................... 107
Заключение
Список использованной литературы.................................. ^9
Приложения:
1. Биографические сведения Э. Дюркгейма......................... ^
2. Основные работы Э. Дюркгейма по религии.................... 142
3
Введение
Актуальность исследования. Сегодня в нашем обществе активизируется интерес к религии, и процессы, связанные с религиозностью, стали занимать важное место в жизни общества. Спектр этих явлений весьма широк, включая как обращения к духовному наследию, так и экстремистские и террористические действия, вызванные религиозным фанатизмом.
В современном мире, охваченном процессами глобализации, возникают и будут неизбежно возникать локальные реакции, основанные на проблеме коллективных представлений, то есть устойчивых, социально признанных убеждений. Поэтому одной из важнейших задач современной социологии становится изучение коллективных представлений, как основы не только религиозных верований, но и морали, популяризованного представления научных данных, этикета, идеологии и рекламы. Исследование религии с точки зрения коллективных представлений, как это предвидел классик мировой социологии Э. Дюркгейм, дает возможность пролить свет на эти важные для жизни общества вопросы.
Возникновение и развитие религии является для исследователей сложной проблемой, без решения которой остается неоднозначным вопрос о современном состоянии и функциях религии. Рассмотрение основных этапов становления и развития религиозной жизни может помочь лучше понять современное состояние отдельных конфессий и религий в культурном контексте данного общества.
Российское общество не отделено от мирового сообщества, поэтому при анализе необходимо учитывать радикальные изменения геополитической картины мира, принимая во внимание развивающиеся процессы глобализации. Окончание холодной войны, поражение марксистско-ленинской идеологии в мировом масштабе привело к радикальным изменениям на этом политическом и социокультурном пространстве. В
13
Хотя собственно изучение религий восходит к глубокой древности, социология религии родилась в XIX веке. Практически с самого начала она объединила множество методов и подходов к изучению своего предмета. Антропологи изучали in vitro культуры, не затронутые современной цивилизацией. В это время английская антропологическая школа собрала значительную документацию, следуя в целом эволюционистской теории Г. Спенсера. В эпоху золотого века эволюционистской теории одни социологические школы, отдав предпочтение изучению древних обществ, поставили своей целью определение и изучение религиозного феномена, который рассматривался как совокупность легко поддающихся наблюдению обычаев и поведения, на основании которых можно было бы наметить вехи его эволюции, и по возможности вывести некие общественные законы. Работы Э. Дюркгейма и его школы типичны для этого течения. Другие школы изучали влияние религиозного фактора на социальную и экономическую жизнь, как, например, это делал Макс Вебер.
Одним из первых, кто подошел к изучению религии с позиций научного анализа, не затрагивая теологических проблем, был Иммануил Кант. Его философское рассмотрение «религии в пределах только разума»13 не имело целью опровергнуть религию, но ставило задачу найти рациональное содержание религиозных представлений и мифов. Поиск «рациональной религии» И. Канта привел в область морали. Религия, по его мнению, должна нести человеку понимание его обязанностей как «категорический императив», представленный как божественная заповедь и несущий в себе требование безусловно выполнить моральный долг. Кант признал социальную полезность религии как основы морального порядка в обществе.
Н. Фюстель де Куланж, бывший преподавателем Э. Дюркгейма в Высшей нормальной школе, оказал большое влияние на своего талантливого ученика, очень рано начавшего задумываться о роли религии в человеческом
13 Кант И. Религия в пределах только разума. СПб. 1908
14
обществе. В книге «Античный город» (1864) Н. Фюстель де Куланж показал решающее значение религии в образовании семей и социально-политических институтов в Древней Греции и Древнем Риме. При анализе соответствий между религией и строением общества в городах-государствах Древней Греции и Древнего Рима Н. Фюстель де Куланж продемонстрировал, каким образом религии и социальные структуры изменялись в ходе истории, и показал взаимосвязь этих процессов.
Н. Фюстель де Куланж привел доказательства того, что в Древней Греции и Древнем Риме религия и многие другие важные социальные институты были тесно связаны между собой, являясь частями единой и внутренне согласованной системы. Причем религия была важнейшей составляющей в построении общества. Форма религии и форма социальной структуры находились в строгом соответствии. По мнению Н. Фюстеля де Куланжа, «мы не можем понять социальные, юридические и политические институты древних обществ, не принимая во внимание их религии»14. Заметим, что в равной степени, мы не можем понять религии, не принимая во внимание ее взаимоотношение с другими общественными институтами.
Согласно идеям XIX века, Н. Фюстель де Куланж воспринимал корреляцию между религией и социальными структурами как причинно-следственную зависимость, полагая, что один комплекс социальных явлений порождает другой, причем именно религию он считал первичной. По его мнению, в основе религиозной системы древних античных городов лежал культ предков, с которым Н. Фюстель де Куланж связывал все социальное построение этих обществ, опирающихся на семью и наследственную собственность. Несмотря на свой значительный возраст, книга Н. Фюстеля де Куланжа «Античный город» и сегодня представляет собой значимый вклад в теорию социальных функций религии, и без сомнения оказала значительное влияние на формирование взглядов Э. Дюркгейма.
14 Fustel de Cou/ange, <V. Cité Antique. P., 1965 (1864). P. 514.
- Киев+380960830922