Вы здесь

Картины мира молодежи как результат культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации

Автор: 
Луков Андрей Владимирович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2007
Артикул:
278296
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........,.......................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования культурной социализации молодежи.............................11
§ 1. Теории социализации и проблема культурной социализации
в социологии.................................................11
§ 2. «Картины мира» как результат культурной социализации молодежи (тезаурусный подход)................................31
Глава 2. Особенности культурной социализации молодых пользователей средств глобальных систем коммуникации 55
§ 1. «Картины мира» студентов — пользователей средств глобальных систем коммуникации..................................55
§ 2. Влияние глобальных систем коммуникации на «картины
мира» молодежи...............................................91
§ 3. Проблемы поддержки культурной социализации российской молодежи в российском образовании и отечественных СМИ.. 107
Заключение............................................116
Список использованной литературы......................121
Приложение. Материалы для контент-анализа употребления термина «культурная социализация»...........................138
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе происходят активные трансформационные процессы, которые захватывают экономическую, политическую, социальную сферы и решительно изменяют условия жизни людей. Эти трансформации переходят и в сферу культуры, которая в последние десятилетия существенно преобразилась под влиянием ряда факторов, и не в последнюю очередь — фактора становления глобальных систем коммуникации. Телевидение, компьютер, Интернет, мобильный телефон за четверть века не только стали доступными для значительной части человечества коммуникативными средствами, но и вошли в повседневную жизнь, в повседневные социальные и культурные практики сотен миллионов людей. В итоге активно меняется и процесс социализации. Культурная социализация молодежи испытывает на себе влияние новых коммуникативных ресурсов. По мере развития глобальных систем коммуникации и их совершенствования нарастает противоречие в передаче культурного опыта между поколениями: старшее поколение меньше готово использовать возможности глобальных систем коммуникации, чем младшее, а это значит, что слабее реализует функции культурной трансляции и социального контроля.
Возникает исследовательская проблема: как же в такой ситуации сохраняются базовые культурные ценности общества, как функционирует культурная социализация? А также более конкретные вопросы: каковы особенности культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации; каковы параметры этого процесса применительно к молодежи России? Все эти вопросы не могли возникнуть раньше, чем определился глобальный переход к
13
согласие социальное» в том смысле, что существует дефицит желаемых людьми предметов. «Для устранения этой неурядицы представлялось только одно средство. Нужно было, чтобы из этих противоречивых галлюцинаций, какие в большом числе возбуждал у первобытных людей вид окружающей природы, выделилась одна или несколько таких, какие были свойственны какому-нибудь замечательному человеку и которые оказались бы в конце концов признанными всеми. Это происходило вследствие личного влияния этого человека и подражательной доверчивости его близких»4. Хотя обобщения Тарда оказались слишком безграничными и потому критиковались современниками, он поставил важный для теорий социализации вопрос о роли взаимодействия в организации социального поведения людей.
У Эмиля Дюркгейма концепция социализации опирается на выдвинутый им принцип социологизма. В духе этого принципа он, в частности, дал убедительную трактовку воспитания, направленную против представлений о воспитании как индивидуальном действии педагога по отношению к воспитуемому, что было характерно для педагогики. Дюркгейм рассматривал воспитание как социальный институт, который «в течение веков и во всех известных обществах» менял свою природу. Он связал воспитание с социализацией и писал по этому поводу: «Общество может существовать только тогда, когда между его членами существует достаточная степень однородности. Воспитание воспроизводит и укрепляет эту однородность, изначально закладывая в душе ребенка главные сходства, которых требует коллективное существование. Но с другой стороны, без известного разнообразия любая кооперация была бы невозможна. Воспитание обеспечи-
4 Тард Г. Социальная логика. — СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. — С.123.
14
вает сохранение этого необходимого разнообразия; при этом оно само дифференцируется и специализируется. Стало быть, в обоих своих аспектах оно состоит в социализации молодого поколения»5. Дюрк-гейм также связывает социализацию (воспитание) с подражанием, воспитание для него «не больше, как образ и подобие общества. Оно подражает ему, воспроизводит его, но не создает его»6. Но здесь подражание уже не способность человека, а объективный процесс: «Если моральная среда испорчена, то и сами воспитатели, живущие в этой среде, не могут не быть пропитаны той же порчей. Как же они могут дать тем характерам, которые они формируют, иное направление, отличное от того, которое сами получили? Каждое новое поколение воспитывается предшествующим. Следовательно, данному поколению надо самому исправляться, чтобы исправить следующее поколение. Это заколдованный круг. Возможно, конечно, что время от времени появляется человек, который по своим идеям и стремлениям опережает современников, но не при помощи отдельных личностей пересоздается моральный строй народов... воспитание может реформироваться лишь тогда, когда реформируется само общество»7.
В утверждении понятия «социализация» значителен вклад Франклина Гиддингса, чьи положения об определяющей роли социального принуждения легли в основу его теории социализации как «сплавления различных элементов самого разнообразного населения
о
в однородный тип» . Уильям Джемс выявил в социализации психоло-
5 Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. — М.: Канон, 1995. — С. 154.
6 Дюркгейм Э. Самоубийство: Пер. с фр. — СПб.: Союз, 1998. — С. 451.
7 Там же.
8 См.: Giddings F. P. The theory of socialisation. — N. Y., 1897.