Вы здесь

Формирование интерьера с учетом особенностей поведения и восприятия человека. (на материалах исследования вестибюлей, фойе и кулуаров зрелищных зданий)

Автор: 
Степанян Степан Григорьевич
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
1984
Артикул:
279116
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

-г -
О Г Л А В Л Е II И Е стр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ШВДЮСШШЯ ПССДЕдОВАШШ ПРОБШ СШДООНИРОВАНИЯ II ВОСПРИЯТИЯ ИНТЕРЬЕРА СОВРЕМЕННОГО ЗЕЕШЩЙОГО ЗДАНИЯ.
1.1. Двннснпе и восприятие как составляющие функционального процесса в интерьере.
1.1.1. Роль йушсщгоналыюго процесса в йорыпрованни интерьера............................................. II
1.1.2. Роль технологического процесса в форыпровашпх интерьера............................................. 14
1.2. Психология восприятия шхтерьера.
1.2.1. Аспекты воздействия интерьера па человека ... 17
1.2.2. Роль факторов внутренней мотивации в восприятии шиерьера.......................................... 21
1.2.3. Роль фактора времени в восприятии шхтерьера 29
Выводы по I главе ........................................... 56
ГЛАВА 2. «ЖЩИОИАЛЬНИЕ ОСОБЕННОСТИ И КОЖОЗЩИОНННЕ ПРИЕН В ОРГАНИЗАЦИИ ЩИШИРАЕИШОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ.
2.1. Пространственно-временные характеристики целенаправленного днпденпя н восприятия в интерьере .... 38
2.1.1. Технологпчеркая упорядоченность целенаправленного дзхшештя в интерьерах зрелищных зданий .. 38
2.1.2. Регламентирование пнфориацпонно-шэпзоналызого потенциала композиций в зонах целенаправленного двпыеипя.............................................. 45
2.1.3. Упорядоченность целенаправленного восприятия (двпнегош) через структурность построения композиции ..I I...........................1.......... 55
2.2. Средства архитектурной композиции в сокращенпк напряжения вшгланпя при целенаправленном воспрнятнп.
2.2.1. Упорядоченность архитектурной композиции шхтерьера через целостность построения.................. 58
2.2.2. Средства архитектурной композиции в управлении маршрутом восприятия в интерьере ................. 73
2.2.3. Ориентация в интерьере приемами освещения, рпт-мометрпческой оргаплзацпей пространства, распределением контрастов и т.д. .........................27
Выводы по 2 главе ........................................... 83
- З - стр.
ГЛШ 3. ПРИНЦИПЫ АРДШДСТУРНОй ОЇТМШЕАЦИИ НЕПРІІН7ШШ0Г0
ПОЕЕДЕШ'Ш Б ИНТЕРЬЕРЕ.............................. 86
3.1. Поостранствошю-времекше характеристика непргаїукдеп-іюго движения п эстетического восприятия в интерьере ................................................. 87
3.1.1. Взаїхіосвязь графика движения е маршрута восприятия как основа взаимодействия человека с интерьером ............................................. 87
3.1.2. Свободна^ (пластическая) организация пространства интерьера как средство повышения тборма-цноініо-эмоционального потенциала композиции .. 95
3.2. Роль целевого назначения интерьера в формировании архитектурного образа.
3.2.1. Структура и функция архитектурного образа интерьера ..:...............:.......................... 100
3.2.2. Образпо-ассоциатпвіше характеристики основішх элементов композиции интерьера......................... 104
3.2.3. Еідшіство целевого назначения интерьера и его архитектурного образа.................................. 116
Выводи по 3 главо ........................................... 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 127
ЛИТЕРАТУРА................................................... 130
Приложение В I. Оптические характеристики глаза человека в
восприятии интерьера ..................... I
Приложение „Г: 2. К вопросу о масштабности в галтерьере 6
Приложение Г> 3. Позиция личности в групповом поведении людей.
Коллективный характер воспрнятия интерьера ... 9
Приложение В 4. Особеїшостп функционального с&актора в архитектурном формообразовании интерьера ......................... х5
Приложение Г’ 5. Фактор времеии в восприятии интерьера...... 17
Приложение .1." 6. Система "Архнтектор-иитерьер-потребптель” 20
Приложение В 7. Три стадии потребления интерьера........... 22
Приложение В 8. Методика экспертной оценки субьектпкшх
характеристик когатознщш интерьера............ 23
- 18 -
объективных основ восприятия и закономерностей построения архитектурной среди - в область рассмотрения языка художественной выразительности архитектуры и структуры ее художественного образа.
Однако, оценка визуальной значимости определяется не только тем, что видит глаз. Мозг может вносить в оценку некоторые субъективные факторы, сравнивая визуальные соотношения элементов данного объекта с аналогичными соотношениями, полученными игл в процессе накопления опыта. Отбор ощущений, их эффективное перекодпрованпе л обратный процесс восприятия архитектурной среды гложет быть осуществлен только с активным участием центральной нервной системы на уровне целостного - перцептивного восприятия.
Перцептивный уровень является информационным процессом, "... в процессе восприятия имеет место кодирование н моделирование, но уже не сенсорное, физиологическое, а перцептивное психологическое” /49, стр.42/. Перцептивный уровень отражения среды (восприятия интерьера) начинается с внутренней переработки воспринятой информации, будь то ощущение света, цвета, пространственные пли цветовые иллюзии, кинестетическая реакция, взаимосвязи зрительного и осязательного ощущения п т.д. в духовные по природе реакции в виде восприятия, ассоциации, образа, представления, чувства и т.д. и оканчивается образованием целостного состояния психики -психологическим н а с т р о е 1.1 л и ч н о с т и. Перцептивный уровень отражает образную и эстетическую характеристику окружающей среды. Зрительное восприятие к, в частности, архитектуры, не является просто сушацпей мгновенных ощущении, око часто содержит такие детали, которых кет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта.
При анализе и оценке архитектурного пространства в его образ-ком п смысловом восприятии, субъект рассматривается не просто как
- 19 -
существо биологическое, но как существо социальное и историческое. Центр внимания в таком анализе переносится с объективных качеств пространства архитектуры и способа его восприятия на образно -эстетическую оценку. Последняя форма восприятия архитектурной среды является наивысшей, как бы "равнодействующей” от самой структурной организации пространства, оптических условий его восприятия, учитывает потребность субъекта, состояние его внутренней готовности, его психологическлй настрой, включает весь личный и социальный опыт субъекта, зависит от времени восприятия и т.д. При целостном восприятии архитектурной среды (т.е. на психологическом уровне) участвуют представления, вкусы, идеалы личности и социальная оценка, влияя на конечный результат восприятия, который проявляется эмоционально в форме эстетического чувства: - "удовольствия" или "неудовольствия”.
Системный подход позволяет провести условное расчленение точек зрения относительно взаимодействия субъекта с архитектурной средой: в следующем порядке:
- вскрыть объективные закономерности гармонизации архитектурно-пространственной среды с точки зрения различны}: композиционных приемов и применения средств художественной выразительности, т.е. ка уровне его оптического содержания: упорядоченность, соразмерность, соподчиненность, повторение целого в его частях, равновесие, единство композиции и т.п.;
- вскрыть влияние потребности, утилитарной ели эстетической, побуждающей целенаправленное пли прогулочное движение с учетом влияния субъективных образно-ассоциативных харак-теристш, внимания и психологической установки на фондирование и восприятие художественного образа.
Процесс живого восприятия исключает разделение его па сенсорный и перцептивный уровень. Однако условное рассмотрение фактора