Вы здесь

Концепция архитектуры современного Центра искусств

Автор: 
Дуцев Михаил Викторович
Тип работы: 
диссертация кандидата архитектуры
Год: 
2005
Артикул:
184344
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕНТРОВ ИСКУССТВ 9
1.1. Социально-культурная обусловленность возникновения Центров искусств 9
1.2. Теоретические предпосылки формирования Центров искусств
и синтетические объединения первой половины XX века 28
4t 1-3. Развитие синтезирующего подхода к становлению архитектуры
Центров искусств в XX веке 51
Выводы по Главе 1 74
Глава 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕНТРОВ ИСКУССТВ В XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ. 76
2.1. Концепции развития функциональной структуры Центра искусств 76
2.2. Конструктивно-технологические аспекты проектирования
Центра искусств 87
2.3. Концепции архитектурной формы Центра искусств 92
* 2.4. Градостроительные концепции архитектурной среды Центра искусств 111
Выводы по Главе 2 135
Глава 3. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИНТЕТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИСКУССТВ 138
3.1. Концептуальный аспект формирования Центра искусств 138
3.2. Пространственная универсальность как функциональная
основа архитектуры Центра искусств 145
3.3. Динамическая коммуникативность как общая закономерность архитектуры Центра искусств 148
3.4. Образная символичность в архитектуре Центра искусств 155
3.5. Средовой подход к построению синтетической концепции
Центра искусств 159
Выводы по Главе З 164
Заключение 167
Библиография 171
Приложения
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества очевидна потребность в архитектурном пространстве для активизации художественного и духовно-образного мироосвоения в сфере Искусства, для формирования полноценной творческой личности и эстетически выразительной среды. Особое место занимают вопросы доступности искусства широкому потребителю, превращения культурного досуга в норму жизни, а человека - в творца.
Актуальным является дальнейшее развитие искусства на основе творческой коммуникации разных видов и жанров художественной культуры. «Повседневная жизнь» искусства в современном мире требует новых экспериментов, развития концептуального искусства, привлечения медиа-технологий, расширения возможности поиска новых путей, стилей и направлений в искусстве, что формирует новые синтетические виды творчества.
В настоящее время во всем мире Центры искусств - одни из основных типов многофункциональных сооружений. Расширение функций культурнопросветительских учреждений в России ведет к изменению их традиционных типов. При этом Рабочие клубы и Дворцы культуры 1920-х - 1930-х можно считать наиболее близкими прообразами современных Центров искусств. Таким образом, актуально возродить и развивать синтезирующие концепции советского авангарда как базы для формирования Центров искусств в нашей стране, обеспечив встроенность в общемировой архитектурный процесс. Разработке историко-теоретической, методологической и критической основы для этого посвящено данное диссертационное исследование.
Сегодня, когда культурная жизнь очень многообразна и находится в неустойчивом состоянии поиска, особенно актуально существование всего многообразия центров искусств, в том числе и комплексных. Наиболее востребованным представляется Центр искусств, создаваемый на основе синтетической концепции архитектурной среды, в которой на контекстуально-
Пластико-дииамичсский «орнаментальный» язык искусства танца в наиболее чистом виде предстает в бытовых танцах. Под влиянием актерского искусства танец становится «программным», «повествовательным», сюжетно-изобразительным (близким к пантомиме). Образная структура классического танца сформировалась под перекрестным влиянием музыки, литературы и актерского искусства.
Синтетическое театральное творчество испытывает обратное влияние всего содружества искусств, выраженного в особенностях творчества актера в оперном, драматическом, музыкальном или хореографическом театре, в цирке или в кино [57, С. 399-406].
Жанр как категория художественной морфологии - это проявление избирательности художественного творчества: содержательной и образноформальной. В то время как многообразие видов и разновидностей искусства обусловлено материально-конструктивными и семиотическими его параметрами, разнохарактерность жанровых модификаций художественной структуры каждого вида искусства могут определяться тематикой творчества (гносеологический аспект); угвержденнем или опровержением ценностей (аксиологический аспект); объемом познаваемого материала (моделирующий аспект) [57, С. 408].
Многоэлементные формы художественного творчества являются результатом синтеза искусств, основные типы которого возникают во взаимодействии пространственных, временных и пространственно-временных искусств или в объединении изобразительного и нензобразительного способов построения художественного языка в пределах каждой группы.
Материализуя свои образы человеческими средствами и придавая им поэтому процессуально-динамический характер, временные и пространственно-временные искусства сближаются и активно взаимодействуют, рождая новые многоэлементные формы художественного творчества - разновидности театрального действа. В синкретическом искусстве первобытного общества и в некоторых фольклорных формах творчества переплетаются музыкальные, актерские, и хореографические элементы. Античное понятие «мусические
искусства» зафиксировало эту генетическую связь, а античный театр в большой мере сохранил первоначальную слитность драматического, музыкального и танцевального начал.
В ходе истории художественной культуры складывались разнообразные формы синтеза искусства слова с пространственными искусствами. Условием этого синтеза оказалось изобретение письменности, а затем и книгопечатания, что позволило превращать живое слово в слово пространственно - соединять текст с изображением и орнаментом: искусство книги, карикатуры, шаржа, плаката.
В современной эстетической культуре синтез искусств с привлечением пространственной составляющей широко осваивается областью дизайна: интерьера, полиграфии, «фирменного стиля». Это обусловлено постоянной востребованностью «оформительского искусства» в разных областях деятельности. Так, в основу художественного образа советских павильонов на международных выставках в Париже, Ныо-Йорке, Брюсселе ложился интегральный синтез архитектурного решения экстерьера и интерьеров, пространственно-пластической и светоцветовой организации экспозиционных помещений с привлечением скульптуры, живописи, графики, монументальной художественной фотографии, кино и музыки [57, С. 383-385].
Исследованию морфологии архитектонических искусств посвящены работы профессора ННГАСУ С. Норенкова. Архитектоническое искусство раскрывается в единстве предметно- и пространствосозидательной деятельности и се результатов. Предметные комплексы выявлены в связи с произведениями дизайна, а пространственные - в связи с архитектурными произведениями. Синтезирующим началом выступает архитектоническая среда (табл. 3).
Архитектура, градостроительство, дизайн, промышленное искусство, декоративно-прикладное искусство, народные искусства являются центральновидовыми представителями рода архитектонического искусства. На стыке базовых комплексов предметных и пространственных искусств можно