Вы здесь

Социальное воздействие на биопотенциал человека: факторы, проблемы, решения

Автор: 
Геращенко Людмила Ивановна
Тип работы: 
факторы, проблемы, решения
Год: 
2005
Артикул:
195234
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
Введение.............................................................. 3
Глава I. Социальное взаимодействие и социальное воздействие как
проблема теоретической социологии........................... 15
1.1. Социальное воздействие на человека: к определению понятия......................................................... 15
1.2. Проблема социального воздействия в теориях
социального взаимодействия................................. 26
1.3. Интегративный подход к исследованию проблем социального взаимодействия и социального
воздействия................................................. 55
Глава II. Биологический потенциал человека: основания выделения
и содержание понятия......................................... 77
2.1. Методологические основания целостного подхода к
анализу человека............................................. 77
2.2. Целостный подход к анализу человека: уровни и
свойства человеческой природы............................... 93
2.3. Биологический потенциал человека............................122
Глава III. Социальное воздействие на биопотенциал человека
как комплексная проблема.................................... 143
3.1. Специфика социального воздействия на биологический
потенциал человека в современном обществе...................143
3. 2. Уровни социального воздействия на биопотенциал человека,
их специфика и проблемы.....................................150
3. 3. Социальные аспекты экологического воздействия..............158
3. 4. Характер и степень биологической зависимости человека
от информационного воздействия социальной среды.............170
3.5. Социальные проблемы воздействия биотехнологии
на биопотенциал человека....................................179
3. 6. Система здравоохранения: современные проблемы и пути
решения.....................................................205
Заключение.............................................................237
Литература.............................................................241
формирования и развития личности, которое реализуется посредством деятельности общественных структур и институтов. В истории социологии к данной проблеме обращались многие социологи, акцентируя внимание на различных ее обоснованиях и аспектах. Э.Дюркгейм определенное количество работ посвятил характеру, формам, субъектам воспитательного воздействия. Он трактовал воспитание как целенаправленное воздействие, оказываемое старшими поколениями на младшие поколения, целью которого является создание и развитие у ребенка определенного набора физических, интеллектуальных и нравственных качеств, требуемых от него и политической организацией общества в целом, и специфической средой, в которой ему предстоит жить.
На зависимости формирования самости индивида от окружения, акцентировали внимание Ч.Кули и Г.Мид. Социализация у Парсонса, представляющая собой совокупность процессов, благодаря которым личность становится членом сообщества и приобретает социальный статус, отражает, по сути, весь характер связей и отношений личности и общества [2: 107]. Она представляет собой соединение индивидуальной мотивации с функциональными потребностями общества.
Задача определения содержания категории «социальное воздействие», выделение форм, средств и методов воздействия диктует потребность анализа различных теоретико-методологических подходов к решению проблемы социального взаимодействия.
1.2. Проблема социального воздействия в теориях социального
взаимодействия
Основные задачи данного раздела работы: 1) рассмотреть
методологические основания социального взаимодействия; 2) выявить характер связей между индивидуальным поведением и социальной структурой; 3) определить контуры (область) социального воздействия на человека.
Следует отметить, что теории социального взаимодействия развивались в основном в трудах американских социологов, у которых были сильны традиции утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Если «объективная» социология акцентирует внимание на фактах зависимости человеческих действий от социальной среды, то в рамках субъективно ориентированной социологии исследовательское внимание переносится на возможности человека контролировать и манипулировать ею.
Объяснение социального взаимодействия П.А.Сорокиным основано на понимании интегральной природы человека, его способностей и каналов познания, и интегрального характера культурной системы. Предлагая рассматривать сущность «социального» через процесс социального взаимодействия, Сорокин разрабатывает схему процесса социального взаимодействия, ее структуру, механизм, типологию, способы и формы группового воздействия на человека [289, 290, 291,292].
При этом он подчеркивает, что человек в качестве субъекта взаимодействия должен рассматриваться не как физический, химический или психический феномен, а только взятый как «соций» или личность -думающий, чувствующий, аффективный, волеизъявляющий организм, способный действовать и реагировать в надорганическом мире значений, ценностей и норм. Главная черта взаимодействия социального скрыта в свойствах взаимодействующих индивидов, в их сознании, в основе которого лежат элементы психики [289: 526]. Вторая характеристика, определяющая, по его мнению, воздействие как социальное явление, это «осязаемость» (видимость, наблюдаемость) взаимодействия [289: 192]. Взаимодействие индивидов может носить физический или биологический характер, важно при этом учитывать его специфическую, чисто социальную черту -значимость такого взаимодействия для его участников. Социальное взаимодействие в этом случае подразумевает такой тип действия, значение или ценность которого возвышаются над чисто биологическими или физическими его свойствами, так как «ощутимая, наблюдаемая или заметная