Вы здесь

Методи інформаційного аналізу морфології міського середовища (на прикладі міста Харкова).

Автор: 
Чечельницький Сергій Георгійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U003404
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
методы информационного анализа и
оценки морфологических характеристик фронта застройки улицы
2.1. Информационная структура системы "архитектурная среда - человек"
В предыдущем разделе были рассмотрены методы анализа морфологической
информативности архитектурной формы при анализе системы "архитектурная среда -
человек", в частности - целевой функции этой системы - процесса отражения
свойств подсистемы архитектуры в статическом и динамическом восприятии ее
подсистемой человека – потребителя. Этими методами являются системный анализ и
системный подход, отдельные направления экспериментальной психологии, отдельные
направления теории информации.
В данном разделе на основе указанных методов, а также существующих методов
количественного анализа эстетического качества морфологических характеристик
архитектурных объектов предполагается разработка метода количественного анализа
и оценки информативности морфологических характеристик архитектурных ансамблей,
воспринимаемых вдоль фронта застройки, а также разработка метода
количественного анализа и оценки информативности морфологических характеристик
архитектурных объектов, воспринимаемых при фронтальном приближении к ним.
При помощи этих методов предполагается проведение количественной оценки
информативности морфологических (контур силуэта) характеристик фронта застройки
улиц центра г. Харькова (ул. Рымарская, Петровского, Мироносицкая, Пушкинская,
Артема). Далее предполагается установить корреляцию полученных результатов с
граничными критериальными характеристиками необходимой информативности.
Предполагается установление проблемныех зон, не соответствующих этим
характеристикам. На основе этого в следующем разделе, предлагается разработка
подходов к усовершенствованию некоторых этапов процесса архитектурного
проектирования.
Н.Акимов в свое время говорил: "Трудность научного подхода к искусству в том,
что применять оценки, исходя из своего вкуса - недопустимо (вкусовщина!),
основываться на чужом вкусе - нечестно (конъюнкрурщина!), а громко заявить, что
суждение выносится полным отсутствием у его автора вкуса к искусству, -
неприлично!" [84]
Как мы уже говорили в первом разделе, весь спектр представлений и рассуждений
об информационных характеристиках архитектурной среды будет, базироваться на
фундаментальных представлениях теории систем, экспериментальной психологии и
теории информации. В процессе анализа архитектурной формы предполагается
учитывать основные принципы и закономерности процесса восприятия ее человеком.
Под принципами понимаются, не социальная и культурная ориентация человека, а
то, что ученые называют инфраязыком. Это связано с тем, что каждый человек,
выступая как получатель информации, обладает некоторыми универсальными
средствами, не связанными с культурой и социумом, которые сами по себе образуют
набор знаков.
Аристотель справедливо считал, что единство, гармония, совершенство выступают
не только как категории самого произведения искусства, но и как категории его
восприятия, переживаемые человеком. Художественное произведение должно быть не
только единым и целостным, гармоничным и совершенным "в себе", но и возродиться
в качестве такового в восприятии и переживании "других", т.е. публики.
"Произведение должно предстать как целостное, гармоничное и совершенное "для
других", оно должно быть узнано и признано в этом своем образе публикой". По
Аристотелю, произведение искусства одновременно и равно и неравно самому себе,
ибо оказывается как бы больше самого себя в том смысле, что оно принципиально
не сводимо к внутренней имманентной структуре своих собственных элементов. "Оно
представляет собой эту структурированную совокупность эстетически значимых
элементов "плюс" их восприятие, то есть "плюс" их взаимодействие с чем-то,
находящимся "во-вне", "снаружи", но чему они должны быть более или менее
"соразмерными". [85]
При исследовании некоторых из структурных связей системы "архитектурная среда -
человек", в частности и целевой функции этой системы- процесса отражения,
необходимо учитывать тот определяющий факт, что архитектурная форма проявляет
свои ценностные художественно-эстетические, информационные свойства, только
будучи освоена восприятием человека. Эмоциональное воздействие архитектурной
формы настолько сильно, что требует глубокой аргументации. Существующие на
сегодняшний день архитектурная теория и практика содержат попытки визуального
эмоционально-эстетического обогащения архитектурной формы, которые зачастую не
удовлетворяют потребностям человека в психологическом комфорте, создавая
дискомфорт либо серостью безликой застройки, либо неорганизованностью и
хаотичностью. От профессионального понимания всей сложности этой проблемы
зависит тональность ее звучания в архитектуре и восприятии ее человеком. Там же
указывалось, что процесс восприятия информационен по своей сущности и в связи с
этим может быть описан методами теории информации.
Городская среда.
Как указывалось выше, объектом предлагаемого исследования являются
морфологические характеристики фронта застройки улицы, которые является
подсистемой системы «архитектурная среда». Поэтому в первую очередь, нам
необходимо дать определение и очертить границы ее анализа.
Известно, что в области изучения влияния на человека архитектурной среды
накоплен большой материал. Показательны в этом отношении работы американского
градостроителя К. Линча. По его мнению, уровень представимости города и системы
его основных ориентиров, который можно объективно характеризовать, как некий
психологический коррелят ценности. Линч считал, что качество представимости и
легкой чита