Ви є тут

Социализация студенчества в условиях переходного периода российского общества

Автор: 
Скворцова Татьяна Германовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000211416
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ...........................19
1. Социализация студентов: сущность и особенности 19
2. Переходный период России как объективные условия социализации студенчества...........................40
3. Теоретические подходы к политике социальной защиты студенчества........................................69
ГЛАВА 2. СТУДЕНЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА...................95
1. Система высшего образования как элемент макросреды студента........................................... 95
2. Микросреда студента..................................119
3. Социальный портрет современного студента: потребности, интересы, ценности....................143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................'............................167
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................183
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Программа социологического исследования
2. Результаты обработки социологических данных
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Радикальные преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, существенно влияют на процесс включения студенческой молодежи в общественные отношения, меняют содержание и механизмы ее социализации. Студенчество является своеобразным отражением противоречий и тенденций социального развития, восприимчиво к проблемам, связанным с рыночными отношениями, формированием новых социально-политических реалий. Направленность и характер протекания процесса социализации студенческой молодежи, ее становления как субъекта общественной жизнедеятельности в значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив развития всего общества. Преобразование социума не может быть успешным, если оно не обеспечивается развитием молодого поколения. Этим, прежде всего, обусловлена актуальность темы диссертационного исследования, которая усиливается рядом более конкретных обстоятельств.
Во-первых, в условиях становления рыночных отношений существенно меняются содержание, механизмы и критерии подготовки студентов к трудовой деятельности. В связи с этим к числу приоритетных вопросов социализации студенчества можно отнести вопросы высокой профессиональной компетентности, самостоятельности, творческой инициативы, предприимчивости. От эффективного использования и обновления знаний молодых людей, роста их профессионализма в немалой степени зависит развитие производительных сил. что является одним из важных условий выхода из кризиса российского общества.
Во-вторых, под влиянием процессов демократизации всех сто-
- 23 -
молодежи важно учитывать обе стороны этого процесса, поскольку, во-первых, усвоение молодыми людьми социального опыта происходит по мере все более широкого включения в разносторонние общественные отношения. Во-вторых, возрастает собственная активность личности, самостоятельность в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, видов деятельности, что играет важную роль в процессе социализации и лежит в основе целого комплекса проблем.
Среди определений понятия "социализация", встречающихся в новейшей российской социологической литературе, удачным, на наш взгляд, является определение М. С. Комарова: "Социализация - это процесс превращения родившегося биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими особыми индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально-типических, социально-значимых черт, знаний и умений, позволяющих ему полноценно участвовать в общественной жизни" [133. Близкое к этому определение дает С. С. Фролов: "Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются (ин-тернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности" [143. Достоинством этих дефиниций является то. что социализация рассматривается не только как процесс включения индивида в систему общественных отношений посредством приобретения необходимых социально-типичных, социально-значимых черт. но и как процесс приобретения неповторимых, уникальных качеств, т.е. как процесс индивидуализации личности.
В литературе можно встретить такие подходы, в которых соци-
- 24 -
ализация и индивидуализация рассматриваются как отдельные социальные процессы. В соответствии с ними, социализация предполагает, прежде всего,интеграцию поколений, т.е. связана с трансляцией опыта, знаний, умений, а индивидуализация рассматривается как автономия, инновация по отношению к социальному целому [15]. Данный подход можно объяснить тем , что часто в советской литературе при рассмотрении процесса социализации в основу был положен принцип преемственности, который понимался буквально, как повторение родительского поколения, как требование не отклоняться от строгой разветвленной системы предписаний. А отмечаемые тенденции индивидуализации , особенно молодого поколения, рассматривались односторонне, лишь как негативное проявление. Это отмечается в работах И. С. Кона, В. Т.. Лисовского, В. И. Чупрова[16].
На наш взгляд, индивидуализация является неотъемлемой частью социализации, поскольку, во-первых, не существует одинаковых процессов социализации, индивидуальный опыт каждой личности уникален и неповторим. Во-вторых, в формировании индивидуальности и заключается сущность социализации.
С учетом вышеизложенных замечаний, можно предложить собственное определение социализации. Социализация - это двусторонний, взаимообусловленный процесс взаимодействия человека и социальной среды, предполагающий как его включение в систему общественных отношений посредством усвоения социального опыта, так и самостоятельное воспроизводство этих отношений, в ходе которого формируется уникальная, неповторимая личность. В данном определении отражено как воздействие социальной среды на становление личности, так и обратное влияние личности на процессы обновления социальной жизни. При такой интерпретации понятия "социализация"