Ви є тут

История музейного дела во Франции, XIU-XIX вв.

Автор: 
Куклинова Ирина Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000237982
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Начальный этап музейного дела во Франции (XIV-XVIII века).
П. 1 Коллекционерство во Франции. 12
П.2 Формирование музея как социального института
(конец XVII-XVIII век). 47
ГЛАВА 2. Становление музейной сети во Франции (1789- 1870-ые годы). 73
П. 1 Трансформация представлений о музее искусств. 74
Г1.2 Типы исторических музеев во Франции. 95
П.З Естественнонаучные музеи. 132
П.4 Развитие сети провинциальных музеев. 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 174
ПРИМЕЧАНИЯ. 178
БИБЛИОГРАФИЯ. 213
ПРИЛОЖЕНИЯ.
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуазьность темы. В конце XX века перед музееведами всех стран стоит проблема осмысления феномена музея в современном мире. Именно от ее решения зависит развитие всех сторон деятельности музея в будущем.
Не случайно, что одна из последних Генеральных конференций. Международного Совета музеев (ИКОМ), была посвящена теме «Музеи: переосмысление границ?» (1). Естественно, что подобный вопрос не может быть решен без учета всей истории развития музейного дела. Как отметил в одном из своих выступлений президент ассоциации хранителей музеев Франции Ф. Жессю, «думать о музее сегодня - это размышлять о его истории и об Истории человечества» (2), поскольку развитие музея напрямую зависит от изменений, происходящих в окружающем его обществе.
Научная дисциплина, занимающаяся изучением истории музейного дела, до сих пор находится в стадии становления. Лишь в нашем столетии было осознано, что без изучения и дальнейшего осмысления истории музеев невозможно на высоком профессиональном уровне решать многие вопросы теории, практики, и даже методики музейного дела. Тем более очевидной нам представляется необходимость знакомства с историей музейного дела в странах, имеющих как богатую историю, так и интересную современную практику развития музеев. История зарубежного, в том числе французского,.
• /
музейного дела, которой посвящено данное исследование, до сих пор остается для отечественных специалистов практически неизвестной. Поэтому нам представляется довольно своевременным исследование, основанное па соотнесении истории формирования музейного дела во Франции с историей страны в целом и историей культуры в частности. Франция нами выбрана потому, что именно здесь достаточно рано была сформирована одна из первых в Европе сеть основных профильных групп музеев, ставшая примером для музейного строительства во многих странах, в том числе и в
перчатки. Для Ришелье же он привез в дар от кардинала А. Барберини 4 картины итальянских мастеров, а от себя лично античные статуи, позолоченные вазы, произведения живописи эпохи Ренессанса (75). Все художники и дипломаты, отправлявшиеся в Италию или Грецию, также имели личные поручения от Ришелье присылать ему предметы для собрания (76). Кардинал Д. Мазарини, сам бывший знатоком искусства, тоже нередко прибегал к помощи экспертов при покупке произведений. Приобретая картины, он советовался с П. Миньяром, покупая драгоценности, прибегал к совету' ювелира Р. Леско (77). Объясняется подобное обращение к услугам признанных знатоков как раз особым характером коллекций - в них не должно было быть вещей сомнительных. Поэтому, даже допуская наличие в коллекциях Мазарини и Ришелье некоторого количества произведений не первой величины, современные исследователи сходятся во мнении, что они обе были равноценны любому собранию таких признанных собирателей, как итальянские монархи (78).
При этом собрания обоих кардиналов несли на себе отпечаток современного им частного коллекционерства, их владельцы чутко реагировали на тенденции, складывавшиеся в собирательстве. Так, оба кардинала в живописи отдавали предпочтение итальянским мастерам, а в скульптуре - античным образцам, что отвечаю вкусам большинства коллекционеров того периода (79). Кроме того, кардиналы - собиратели имели в своих коллекциях серии портретов коронованных особ. Такие серии вошли в моду у правящих семей Европы еше во второй половине XVI века, первое подобное собрание во Франции появилось у королевы Екатерины Медичи. Однако частные коллекционеры заинтересовашсь такими портретами лишь в XVII веке.
Своей активностью в расширении коллекций Ришелье и Мазарини стимулировали как дальнейшее развитие частного коллекционирования в стране, так и расширение королевских коллекций. Существуют
26
многочисленные мнения биографов Ришелье, что именно он объемами доставляемых во Францию произведений первой величины «стимулировал подъем любопытства в XVII веке» (80), «популяризировал вкус к большим коллекциям» (81). О Мазарини исследователи его коллекционной деятельности говорят, что именно он «принес во Францию вирус коллекции» (82).
Объясним, что же именно в данном случае имеется в виду. Коллекции кардиналов Ришелье и Мазарини действительно отличались особым, до сих пор неизвестным частному собирательству масштабом. Картины итальянских мастеров и античная скульптура привозились во Францию сотнями. Кардиналам удалось собрать огромные по тем временам коллекции гобеленов, мебели, драгоценных камней. Влияние кардиналов - собирателей на развитие коллекционерства во Франции состоит не только в придании ему нового количественного размаха. Как отмечают в последние годы историки музейного дела, «эта великая страсть к искусствам, которая захватывает в то время французское общество... без сомнения существовала бы и без них» (83). Однако благодаря появлению коллекционеров в среде высших
должностных лиц государства, собирательство получило во французском обществе новое звучание. Были выявлены возможности коллекции повышать престиж ее владельца, поскольку кабинеты Ришелье и Мазарини
демонстрировали современникам силу политической власти, которой они обладали. Подтверждением тому, что современники относились к этим коллекциям именно как к знаку авторитетности их владельцев, могут служить следующие примеры. Герцог Анри де Монморанси, внук известного коннетабля А. де Монморанси, будучи приговорен к смертной казни, завещал кардиналу Ришелье две знаменитые скульптуры рабов Микеланджело для того, чтобы исключить продолжение преследований семьи после своей казни.
Н. Пейреск* советовал фламандскому художнику П.- П. Рубенсу,
прибывавшему в Париж в 1623 году, привезти с собой несколько картин