Ви є тут

Эволюция мировоззрения этноса

Автор: 
Анжиганова Лариса Викторовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000248763
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
3-20
Глава 1. Методологические проблемы исследования этнического мировоззрения как фактора формирования субъект-ности этноса.
1.1. Этнос как субъект исторического процесса 21 - 64
1.2. Методологические проблемы исследования мировоззрения 65-110 4 этноса
Г лава 2. Т радиционное мировоззрение хакасов 111-113
2.1. Модель мира в традиционном мировоззрении хакасов 114 -130
2.2. Человек в традиционном обществе 131 - 149
2.3. Шаманизм как объект философско-социологического осмыс- ^ ^ ления
2.4. Функции традиционного мировоззрения в обществе 174 - 204 Глава 3. Проблемы и противоречия возрождения хакасов
ф * как этноса в конце XX века.
.1. Этносоциальная ситуация в Республике Хакасия в оценках и ^ представлениях массового сознания _____________
3.2. Мировоззрение хакасов в конце XX века 226 - 264
3.3. Основные направления совершенствования этносоциальной ситуации в Республике Хакасия
3.4. Философско - социологические проблемы национального об- 274 - 318 разовая ия хакасов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 319-335
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ 336 - 364
БИБЛИОГРАФИЯ 365 - 398
.
*
Актуальность исследования методологических проблем эволюции мировоззрения этноса обусловлена рядом причин как общетеоретического, так и практического характера.
Глобальный экологический кризис 44 требует создания, причем, в достаточно короткие сроки - нового нравственного императива - нового характера взаимоотношений людей между собой и природой'VI/. Сформировалось противоречие между углубляющимися экологическими проблемами и неготовностью массового сознания их адекватно решать., При этом встает практическая задача: как способствовать проявлению у человека потребности в биофильной деятельности, направленной на ответственное отношение к природе? Поиск эффективных механизмов формирования глубинного экологического сознания ведет нас к тысячелетнему опыт>' предков, которые жили в согласии с природой, ощущая себя ее неотъемлемой частью. Однако прямое включение мировоззренческого наследия в изменившееся сознание человечества вряд ли представляется возможным. Необходим анализ возможностей формирования такого мировоззрения, которое содержало бы в себе в непротиворечивом единстве традиционные и современные представления о характере взаимоотношения человека и природы, способствующие решению экологических проблем.
Опасность развязывания как локальных, так и мировых войн требует развития у каждого человека и различных типов общностей мировоззрения и психологии ненасилия, толерантности, позитивного компромисса как способа существования в мире себе подобных. В традиционном мировосприятии народов можно найти адекватные установки, несмотря на доминирую-
ценного развития часто становится одной из самых существенных причин захватнических войн, которые нередко приводят к исчезновению одних этносов и возникновению других. И здесь мы видим разное развитие уровней субъектности у народов в сотворении собственной истории: одни народы на различных этапах являются авангардом, центром исторических событий, другие - лишь ведомые.
Благодатные условия Хакасско - Минусинской котловины способствовали тому, что она всегда была магнитом для многочисленных соседей, испытывая периоды бурных захватнических / во времена Древнехакасского каганата У1 - У111 веков/ или освободительных войн и безлюдья опустошений / например, после монгольского или царского завоеваний/.
Третьим пространственным фактором становится определенное гео- ; политическое положение этноса. Отношения народа с ближними и дальними соседями, соотносимость их уровней развития может серьезно сказаться на облике того или иного этноса, темпах его развития. Противоречивый процесс взаимовлияния народов, находящихся в различных цивилизационных системах координат, может привести к серьезным ассимиляционным процессам или к прорыву этноса к высотам собственного этногенеза. Здесь важно подчеркнуть, что практически все народы в своей истории находились в разных, прямо противоположных ситуациях / завоевателей или побежденных/, где уровень развитости субъектности может быть различным. Реализованная способность к созданию собственной истории у хакасов существенно разнится в IX и XIX веках: в первом случае она особенно высока, поскольку хакасы были государствообразующим этносом по отношению к завоеванным народам / что зафиксировали китайские и арабские хроники/, во втором же - только одним из многих присоединенных к царской России.
39
+ Временные факторы формирования и развития того или иного наро-
да представляют собой совокупность исторических условий и тенденций разной степени всеобщности.
Так, без сомнения, на эволюцию этноса влияет общеисторический процесс, даже если данный народ находится на его периферии, будучи в большей степени объектом, чем субъектом, цивилизационного влияния. Однако и здесь субъектность этноса не элиминируется, но выражается в готовности или нежелании быть “ облагодетельствованным'' более сильными народами. Так, например, хакасы в ХУ11 - XIX вв. могли перенимать земле-, ц дельческий опыт у русских переселенцев, давно утраченный самими, но так
и не стать христианским народом.
Вторым временным фактором является разная степень включенности в исторические процессы данного региона. Здесь могут возникать локальные явления: исчезают и появляются союзы племен, государства и империи. Слияние в этногенезе различных народов может привести к возникновению этносов, совершенно непохожих на их составляющие.
4 По мнению Кузьмина М.В., “ время / фаза развития/ окружающих сис-
тем активно влияет на данную систему”, поэтому столкновение разных этносов “ может быть описано как столкновение состояний, т.е. внутрисистемных Бремен’720/. Насыщенное событиями время завоевателей-казаков ХУ И века, ориентированных на скорейшее достижение цели / личной или государственной/ не совпадало с этническим временем хакасов, менее мобильных, находящихся в стадии стагнации и даже упадка после многочисленных войн с соседями / монголами, джунгарами, китайцами и пр./.
Наконец, характеристики этноса в значительной степени зависят от собственно этнического времени. У самого народа в его истории можно выделить периоды, насыщенные событиями, и периоды так называемого