СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
Введение___________________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания социологического анализа негативных форм девиантного поведения подростков
' _______________________________________________________________17
1.1. Системный подход к характеристике криминогенных факторов:
социальные деформации, социальные нормы________________________________17
1.2. Влияние социальной среды на формирование девиантного
поведения подростков-правонарушителей_________________________________5 5
ГЛАВА 2. Содержание и формы социальной работы по профилактике правонарушений в подростковой среде____________________________________88
2.1. Применение интегрированных форм и направлений социальной работы в решении насущных проблем подростков___________________________88
2.2. Причины утраты семейных связей детьми и подростками, способы их восстановления и компенсации в современных условиях________________110
2.3. Межведомственный центр социальной помощи семье и детям -перспективная форма координации профилактической работы среди несовершеннол етних__________________________________________________13 6
Заключение ______________________________________________________160
Примечания_______________________________________________________166
Библиография ___________________________________________________168
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В основу материалов настоящей диссертационной работы положен единый подход в исследовании анализа типичного социально-психологического механизма становления подростков на преступный путь, специфике их взаимодействия с социальной средой, а также намечены вытекающие из исследования пути дальнейшего совершенствования теории и практики предупреждения антиобщественного поведения детей и подростков, что особенно актуально в современном российском обществе.
Успешное решение задачи снижения уровня правонарушений и преступности несовершеннолетних требует повышения качества и эффективности ее исследований, комплексности, научной обоснованности получаемых данных и широкого использования их при проведении профилактической деятельности.
Новые возможности для плодотворных исследований в этом направлении открываются на стыке различных наук: философии, социологии, психологии, криминологии и др.
Анализ эмпирических исследований и достижения науки в разработке проблем антиобщественных явлений дали возможность более полно осветить различные аспекты асоциального поведения несовершеннолетних и более глубоко проникнуть в механизм его социальной детерминации.
Вопросы, касающиеся асоциального поведения, потребовали предварительного исследования некоторых общих проблем и определения исходных позиций, однако, значимая деятельность ряда социальных институтов (школ, училищ, трудовых коллективов) рассматривается в диссертации
17
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания социологического анализа негативных форм девиантного поведения подростков
1.1.Системный подход к характеристике криминогенных факторов: социальные деформации и социальные нормы
Рост подростковой преступности в наши дни - явление естественное, а ее уровень достаточно точно отражает состояние общественной нравственности, эффективность функционирования социальных институтов, благополучие или неблагополучие общества в целом.
Россия переживает тяжелый социальный кризис, обнаживший самые мрачные, болезненные стороны общественного развития, затронувшие все слои населения, не исключая ни детей, ни подростков.
Каждая сфера жизни - политика, экономика, культура - подверглись изменениям. Эти изменения коснулись каждой семьи, каждого человека и в значительной мере послужили причиной роста правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.
По существующим прогнозам, распространенность девиантных форм поведения, в том числе и преступности среди несовершеннолетних, в ближайшие годы в нашей стране может резко возрасти, так как факторы риска социальной дезадаптации молодежи имеют тенденцию усиления.
Самый тревожный показатель криминогенной обстановки в России: более половины (54%) преступников - это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, седьмую часть среди них составляют несовершеннолетние в возрасте
18
14-18 лет. Ежегодный прирост преступности среди подростков составляет более 30%, а по особо тяжким преступлениям до 50%.
Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных норм поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей, школой и обществом в целом.
К сожалению, до сих пор в теории и в практике не нашла достаточного развития точка зрения ряда ученых о наличии комплекса общих социальных причин, вызывающих развитие различных форм асоциального поведения и антиобщественных явлений (то, что в социологии определяется, как девиантное поведение и социальная дезадаптация).
В настоящее время Россия оказалась в стадии первоначального накопления капитала, одной из непременных черт которой является рост преступности и криминализации общества. Поэтому вызывает недоумение и растерянность властей в отношении роста преступности и полная их неготовность проводить решительную борьбу с ней.
Непонятны и попытки полностью исключить марксизм из публичных дискуссий. В отличие от нас, западные ученые считают, что марксизм является одной из двух основных современных микросоциологических конкурирующих теорий общественного развития, а сам К. Маркс почитается как один из основоположников социологии.
Если мы строим капитализм, то вряд ли можно обойтись без фундаментального изучения «Капитала» К. Маркса, который, по мнению видного американского ученого Д. Гелбрейта, должен быть настольной книгой исследователя, изучающего развитие и становление капитализма. Это было бы гарантом более взвешенного выбора модели перехода к рыночной экономике.
- Київ+380960830922