Ви є тут

Территориальное общественное самоуправление в системе самоуправления современной России

Автор: 
Аборвалова Ольга Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000259355
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел 1 Местное самоуправление как социально-
политический институт .....................
Раздел П Территориальное общественное
самоуправление как форма местного
самоуправления.............................
Заключение
Список
использованной
литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Долгие годы политическая жизнь нашего общества рассматривалась через статистику, а исследовательский поиск был направлен к заранее известному результату познания оставляя в стороне сам факт процессуальности, т.е. возникновения, динамичности, противоречивости общественно-политических явлений. В силу известной идеологизированности фактически не делался анализ внутренней технологии, динамики общественной жизни, процесса движения, развития отдельного субъекта, многих черт и граней социальной реальности.
Характеризуя в самом общем виде взаимодействие социальных и политических структур общества (где исполняются роли и функции основных субъектов и носителей политической власти) можно раскрыть содержание не нормативных или официально желательных, а реально существующих фактов и явлений, сложившихся на стыке социальной и политической жизни.
Политический процесс, особенно в кризисных ситуациях общественного развития (экономическая, социальная, политическая нестабильность, падение авторитета государственной власти) не протекает однолинейно. Его фазы и стадии могут быстро менять свои временные рамки, внутреннюю содержательность. Практика последних лет показала, что реальная диалектика реформирования оказалась значительно сложнее, чем это представлялось и сопровождается развитием глубоких кризисных явлений.
Помимо всего прочего это объясняется и тем, что многие политические и общественные институты не смогли приспособиться к современному этапу развития общества, оказались неспособными к саморазвитию в направлении к широкой демократии.
19
самоуправления.
Исходя из принятого в социологии определения институтов, институт местного самоуправления в наиболее общем виде, представляет собой, устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих социально - политическую сферу человеческой деятельности и организующих её в систему ролей и статусов, входящих в социально -политическую систему. Именно этот тезис мы постараемся аргументировать в данном разделе.
Как и другие институты, общественное самоуправление это — постоянно развивающаяся система. Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое.
Такая целостность (система) при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т.е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.
Существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями).
Процесс исторического становления общества показывает, что индивиды осуществляли свою деятельность совместно с другими людьми для удовлетворения своих жизненно важных интересов и потребностей. В процессе этого взаимодействия вырабатывались определенные нормы отношений, стандарты поведения, которые в той или иной степени разделялись всеми. Это превращало групповые отношения в социальную систему, целостность, обладающую качествами, которые могут и не наблюдаться в составляющих систему социальных множествах в
20
отдельности. Так, например, систему местного самоуправления можно представить в виде элементов городского самоуправления: городской Думы, городской администрации и территориального общественного самоуправления. В свою очередь каждый элемент данной системы можно рассматривать как собственно систему, состоящую из подсистем (элементов системы).
Элементы системы расположены определенным образом, формируя некую структуру, подразумевая некий порядок внутри системы. Проблема порядка и тем самым природы интеграции стабильных социальных систем акцентирует внимание на мотивах и стандартах поведения людей. Такие стандарты являются формами базовых ценностей и составляют наиболее значимую часть культурной среды социальной системы. Отсюда следует, что целостность структуры поддерживается приверженностью людей общим ценностям, общей системой мотивации действий. Стремление сохранить систему и определенную структуру связано, таким образом, с интересами и ожиданиями людей, возможностью человека прогнозировать удовлетворение своих различных потребностей организованным образом.
Равновесие социальной системы обеспечивается тогда, когда индивидуальные ценностные ориентации соответствуют ожиданиям окружающих людей. Социальные отклонения в ориентациях и поведении индивидов от общепризнанных норм и образцов приводит к дисфункции, а иногда и распаду системы.
По своей природе, как впервые отмечал еще Торстейн Веблен в своей книге «Теория праздного класса» в 1899 г., система представляет собой привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.1 Местное самоуправление как институт существовало в той или иной мере в любом обществе, на всех стадиях его развития. Так, в первобытном обществе, самоуправление осуществлялось в
1 13еблен Т. Теория праздного класса. М. 1984. С.200-201.