Ви є тут

Местное самоуправление в условиях политических реформ в современной России : Региональный аспект

Автор: 
Шрейдер Виктор Филиппович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000260212
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Теоретические основы институционального и социологическог анализа местного самоуправления....................................9
1.1. Теоретические подходы и социология исследования местного самоуправления.................................................9
1.2. Основные институциональные модели местного самоуправления.. 36
Глава 2. Становление местного самоуправления в Российской Федерации (история и современность)...............................54
2.1. Институты местного самоуправления в России: традиции и современные формы.............................................54
2.2. Самоуправление как фактор политического участия............84
Глава 3. Государственная власть и местное самоуправление в системе городского управления............................................112
3.1. Нормативная база взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления на современном этапе реформирования городского самоуправления....................................112
3.2. Перспективы развития местного самоуправления..............123
Заключение.......................................................134
Литература
137
ВВЕДЕНИЕ
Становление новой Российской государственности сопровождается формированием соответствующих политических и общественных институтов, одним из которых является местное самоуправление. Создание эффективной и оптимальной системы местного самоуправления, гармонизация отношений федерального, регионального и муниципального уровней выступают необходимыми условиями становления истинно демократической политической системы. Местное самоуправление, представляя собой одну из основ конституционного строя правового государства, позволяет демократизировать аппарат управления, своевременно и эффективно решать вопросы местного значения и обеспечивать учет интересов местных сообществ при реализации государственной политики, взаимовыгодно сочетать интересы и права человека с интересами общества и государства.
Проблема формирования и развития данного института в нашей стране является одной из наиболее сложных, поскольку реализация конституционно провозглашенных положений на практике столкнулась с множеством спорных вопросов, на которые нет ясного ответа, и исследовательский интерес обусловлен поиском оптимальных путей организации местного самоуправления.
Местное самоуправление традиционно представляет собой предмет исследования нескольких общественных наук, сферу междисциплинарного интереса историков, социологов, юристов и политологов, однако наиболее основательно предмет местного самоуправления разработан юридической и политической науками, т.е. местное самоуправление является преимущественно политико-правовым предметом изучения.
В отечественных общественных науках разработка вопросов, связанных с сущностью и функционированием системы местного самоуправления,
3
включающая как государственную местную администрацию, так и местные представительные и исполнительные органы власти.
Несмотря на слабую разработанность проблем местного самоуправления в нашей стране, в отечественной научной литературе уже представлено множество различных определений местного самоуправления, в которых отражается направленность формулировок на тот или иной исследуемый в емком феномене местного самоуправления дисциплинарный аспект. В работе уже приводились юридические определения местного самоуправления, проиллюстрируем также и особенности взгляда на местное самоуправление экономистов. Так, по мнению ученых Института социально-экономических проблем РАН, “местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ними задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования и самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества”2.
Наиболее удачным с политологической точки зрения определением местного самоуправления является формулировка A.B. Лагуткина, по мнению которого, “местное самоуправление - одна из форм народовластия, представляющая собой инициативную деятельность местных сообществ (населения определенной территории), осуществляемую ими на условиях сочетания местных и государственных интересов и решения местной жизни под свою ответственность в пределах определенной территории”3.
Процесс местного самоуправления, хотя и предполагает доминирование прямой, непосредственной демократии, может, однако, осуществляться лишь благодаря формируемым местным населением, чаще всего посредством прямого голосования, органам управления. Местное самоуправление
1 Aldcrfer H. F. Local Government in Developing Countries. N-Y, 1964. P.2
2 Основы местного самоуправления в городах России / Под ред. А.Е. Когута. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. С. 11.
3 Лагуткин A.B. Местное самоуправление как форма народовластия в РФ. М., 1995-1996. С. 28.
13
представляет, таким образом, форму самоорганизации граждан, при которой последние с помощью политических методов получают возможность участвовать в жизни местного сообщества, используя прямую и представительную демократию. Важнейшими условиями, обуславливающими саму возможность местного самоуправления, являются инициатива граждан, их желание и ответственность при организации власти и управления на локальном уровне самостоятельно управлять своими местными делами. Местное самоуправление - эго институт сложной природы: будучи негосударственным, оно входит в государственную систему власти, строя свои отношения с последней на законодательно закрепленной договорной основе. Право участия каждого человека в управлении своей страной или непосредственно, или через свободно избранных представителей было закреплено в 1943 г. во Всемирной декларации прав человека.
Местное самоуправление - это один из важнейших институтов гражданского общества, без которого невозможно формирование подлинно демократического общества и правового государства, поскольку оно дает возможность 1ражданам непосредственно участвовать в политической жизни своего территориального коллектива, контролировать деятельность выборных органов и в наибольшей степени влиять на политические процессы локального уровня.
О том значении, которое имеет развитие местного самоуправление в процессе демократизации жизни, свидетельствует принятие 15.10.1985 г. в г. Стасбурге Европейской Хартией местного самоуправления. Согласно ст. 3 Европейской хартии, под “местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел”1. В соответствии с этим определением местное самоуправление основывается на следующих постулатах:
1 Европейская хартия о местном самоуправлении. / Соц., 1997, № 1. С.90-97.
14