Ви є тут

Взаимоотношения поколений: социокультурный аспект

Автор: 
Жукова Светлана Александровна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000269056
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................... 3
Глава 1. Социокультурная концептуализация взаимоотношений поколений................................................... 17
1.1. Межпоколенный сегмент в возрастной стратификации социума........................................... 17
1.2. Историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений......................................... 48
Глава 2. Коммуникативные ресурсы в контексте отношений между поколениями................................................. 74
2.1. Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения..................... 74
2.2. Практики межпоколенных взаимодействий.............. 97
Заключение................................................ 127
Библиография.............................................. 132
Приложения................................................ 141
3
Введение
Проблема взаимоотношений между поколениями заметно обострилась в XX веке, что нашло отражение в программе действий Организации Объединённых Наций и Всемирной Организации Здравоохранения. 1993 год был объявлен г одом пожилых и солидарности между поколениями под девизом «По пути к обществу для людей всех возрастов», 1994 гол - объявлен годом семьи, а 1999 год - годом пожилого человека. В России, где проживает свыше 37,5 млн. пенсионеров, принята федеральная программа во исполнение Указа президента РФ от 13 июля 1996 года «О Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 1997-1999 годы1. И хотя сама по себе взаимосвязь поколений - проблема вечная, нас не может не интересовать и волновать ее сегодняшние проявления в обществе, главным образом в контексте симбиотичности тех возрастных групп, которые могут быть обозначены как крайние на шкале возрастной периодизации. Речь идет о межпоколенных взаимоотношениях в рамках дети - пожилые люди.
В литературе отмечается стремительный рост численности пожилых людей. Увеличение доли пожилого населения привело к восприятию старостей как специфической проблемы. В России неуклонно увеличивается доля пожилых, старых и очень старых людей. В последние годы число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза. Важные последствия для социального положения пожилых людей имело также произошедшее в последние сто лет сокращение размеров семьи и вовлечение женщин в производство. Эти процессы осложнили традиционные виды заботы о людях третьего возраста.
Демографические тенденции и дестабилизация социальной ситуации в нашей стране бросают вызов традиционным побуждениям к самосохранению и сохранению общества, что вызывает потребность в новом взаимодействии
1 Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции Я Социологические исследования. 1998. №2. С. 61-66.
15
брезгливое, неприязненное отношение к старым людям. Однако, негативное восприятие не распространяется на взаимоотношения между детьми и их бабушками и дедушками, что можно объяснить частыми позитивными контактами в семье.
• Компенсаторная основа практик межпоколенного взаимодействия между детьми и бабушками и дедушками может быть конкретизирована следующими положениями:
- конденсирование информации о возрастных особенностях, потребностях, нуждах, предпочтениях;
- установление эмоциональных межличностных контактов как возможного механизма решения проблемы одиночества у пожилых людей и эмоциональной тупости у детей;
- перераспределение семейных функций в напраалении снятия чрезмерной загруженности работающих членов семьи.
Теоретические и методологические основы исследовании.
Диссертационное исследование опирается на социологические традиции исследования межпоколенных взаимоотношений, проводится в русле структурно-генетического подхода, позволяющего рассмотреть межпоколенные отношения в контексте трансформации онтологических и ментальных структур человеческого бытия. Диссертационное исследование опирается на концепцию возрастного символизма И.С. Кона, возрастной стратификации общества В.И. Ильина, В.В. Радаева, Р.В. Рыбкиной, О.И. Шкаратана; социального дистанцирования от непосредственного социального окружения Э. Богардуса, Э. Дюркгейма, Е. Гоффмана, Р. Парка; методология антропологической рефлексии, принципы социокультурного анализа стереотипизации Д. Майерса, Е. Ярской-Смирновой.
В работе нашли отражение идеи историко-культурного направления исследования межпоколенных взаимоотношений С.Г. Спасибенко, A.B. Толстых, комплексного подхода к процессу старения и активизации старости
16
Б.Г. Ананьева, М.Э. Елютиной, Л. Торнстона. Теоретико - методологическими источниками диссертационного исследования явились идеи современных отечественных социологов, анализирующих особенности социальной стратификации в современной России.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данного исследования позволяют восполнить пробелы в социологической науке по проблемам взаимоотношений между поколениями, коммуникативных ресурсов и механизмов межпоколенного взаимодействия. Полученные результаты исследования имеют прямое отношение к разработке практических мер, способствующих налаживанию межпоколенных связей. Основные материалы работы могут быть использованы в школьных образовательных программах, органами социальной защиты, общественными организациями с целью улучшения контактов между поколениями. Теоретическое содержание работы и результаты эмпирических данных могут быть использованы в учебных курсах но социологии и теории социальной работы.