Ви є тут

Визуальные образы в средствах массовой информации : Философско-социологический анализ

Автор: 
Колосов Андрей Валерьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000270384
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГ ИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ...........................................................13
1.1. Науковедческое введение.......................................13
1.1.1. Три типа социологических рассуждений.......................13
1.1.2. Этапы социологического познания. ..........................15
1.1.3. Формулировка проблем.......................................16
1.1.4. Обозначение переменных. Проблема явных и лагентных переменных.....................................................17
1.1.5. Семантические смещения в процессе коммуникативно-эпистемического перехода.......................................20
1.1.6. Проблема соотношения концептов с индикаторами..............21
1.2. Вопросы общей теории........................................ 23
1.2.1. Особенности теоретической деятельности в социологии........23
1.2.2. Построение теоретических концептов.........................24
1.2.3. Проблема понятия...........................................25
. 1.2.3.1. К определению понятия "визуальный образ"...............26
1.2.4. Многообразие теорий как ресурс социологической рефлексии 29
ГЛАВА 2. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ............................32
2.1. Вклад классиков социологии.................................. 33
2.1.1. Эмиль Дюркгейм и Марсель Мосс: от «коллективных представлений» к «техникам тела»............................. 33
2.1.2. Макс Вебер как мегодолог наук о культуре................. 39
2.2. Семиологический подход к анализу визуальных репрезентаций.....43
2.2.1. Ролан Барт: иконические мифы буржуазии.....................43
2.2.2. Умберто Эко: Семиология визуальных сообщений...............64
2.2.2.1. Природа визуального образа..............................70
2.2.2.2. Семиологический анализ изображений......................72
2.3. Историография визуальных искусств.............................74
2.3.1. Эрвин Панофский: мировоззренческие предпосылки разнообразия художественных стилей..........................................74
2.4. Альфред Шюц: визуальные образы в СМИ как типизации обыденного сознания.........................................................77
2.5. Пьер Бурдье как исследователь визуальных аспектов социальной структуры........................................................79
*2.6. Драматургический подход Ирвинга Гофмана: Визуальное оформление
пространства интеракции.......................................... 83
2.7. Постмодернистские интерпретации визуальной культуры...........88
2.7.1. Жан Бодрийяр: визуальные образы вещей как смысловые элементы среды..........................................................88
2.7.2. Визуальный образ человека: Традиционная и новая жесту ал ьность. 101
2.7.3. Реклама: игры с дискурсивными образами вещей..............103
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.................................................110
3.1. О некоторых психологических особенностях восприятия визуальных образов рекламной фотографии.................................. 113
3.2. Смысл изображений в политической рекламе. Фотоальбом президента. Образная риторика............................................. 121
3.3. Визуальный дискурс о теле в рекламе парфюмерных фирм.........128
3.4. Рекламный плакат сигарет...................................,.134
3.5. Фон для рекламной заставки на телевидении....................137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................144
14
Социальные обследования стремятся описать то или иное состояние социума; исследователям, проводящим social survey присущи неподдельный интерес к проблемам общества и желание понять, что же в нем происходит. К сожалению, такие обследования занимаются по преимуществу только теми проблемами, которые "на слуху" у широкой общественности, иначе они просто не получат финансирование. В таких условиях тоже трудно надеяться на получение объективных данных об обществе.
Социологические исследования беспрекословно подчинены правилам научного метода, который исходит из предположения, что объективность знания не зависит от конкретных качеств индивида. Тем не менее, социолог как человек может играть различные социальные роли: исследователя, консультанта, публициста, идеолога, демагога, интеллектуала и даже пророка. При этом социальные роли могут очень быстро переходить одна в другую. Социологическая методология в значительной степени является рациональной реконструкцией духа времени, и зависит как от личной биографии, так и от общественных отношений. Однако, если исследователи будут говорить только о личном опыте, то никогда не удастся придти к единому мнению относительно предмета исследования. Цель социологической методологии заключается в обосновании генерализаций, общих суждений об определенной области действительности, которые недостаточно просто поименовать, задекларировать, но прежде всего доказать, повинуясь стандартным правилам научного вывода, что, в свою очередь, позволяет воспроизвести результат любого социологического исследования.
Разумеется, эта типология социологических рассуждений весьма условна, впрочем, как и любая типология. Однако, четкая идентификация текстов исходя из критерия принадлежности к одному из выделенных типов рассуждений, позволит на этапе анализа имеющейся литературы по интересующему вопросу избежать многих ошибок и недоразумений. Доктринальные, пророческие, метафорические рассуждения должны быть опознаны в качестве ненаучных и не должны приниматься в качестве доказанных истин.
15
1.1.2. Этапы социологического познания.
Вот как описывает основные этапы социологического познания выдающийся методолог науки, социологии Лазарсфелъд [134]1. Первый этап - формирование представлений, смутных образов. В самой этой «смутности» содержится возможность нерефлексивных догадок и предположений, внезапных инсайтов и озарений, вырывающихся из-под диктата сложившихся стереотипов рациональности. Это первичный хаос, из которого постепенно возникает логически упорядоченное объяснение изучаемой реальности. В некотором смысле «образы» гораздо ближе к реальности, чем строгие логические дефиниции. Редукция измерений к образам, по мнению Лазарсфельда, более надежна именно вследствие их не строгости.
Второй этап включает несколько достаточно самостоятельных эвристических операций: аналитическую дифференциацию объекта,
представление его как системы взаимосвязанных компонентов, системный анализ, поиск спецификаций и структурно-функциональных особенностей объекта. На третьем этапе происходит выбор, отбор показателей, операционально-фиксируемых характеристик тех или иных свойств, выделенных на предыдущем этапе. Именно здесь осуществляется переход от концептуальных конструктов к операциям. На четвертом этапе исследовательской процедуры производится построение индексов, численные методы агрегации переменных, проверка их на соответствие концепту.
Очень важно всегда иметь в виду то, что концептуальные построения должны мыслиться не как отвлеченные теоретические конструкты, сами 110 себе уже обладающие определенной ценностью, но так же и как возможности для практического их применения в реальных социологических исследованиях. Так, например, Бурдье [18], неоднократно подчеркивает, что теоретические определения не имеют сами но себе никакой ценности, если их нельзя заставить работать в эмпирическом исследовании. Его концепт «культурный капитал», разработанный теоретически, переведен в операциональные определения с системой показателей и валидизирован результатами многих эмпирических исследований.