Ви є тут

Институт представительства субъектов Российской Федерации, как форма взаимодействия с федеральным центром

Автор: 
Дондокова Галина Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000302005
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение стр. 2
Глава 1. Социальная обусловленность возникновения стр. 18
института представительств в федеративном центре
1.1. Федеративное устройство и проблемы стр. 19
государственной целостности
1.2. Место представительств в процессе стр. 36
государственного управления
1.3. Ретроспективный анализ представительских стр. 50
форм и полномочий
Глава 2 Содержание, особенности организации и методы стр. 76
совершенствования деятельности представительств субъектов Российской Федерации
2.1. Реформирование институтов представительства стр. 7 8
в России: противоречия переходного периода
2.2. Экспертные оценки состояния и перспектив стр. 99
республиканских и региональных представительств
2.3. Типовая модель представительства субъекта стр. 116
Федерации
Заключение стр. 142
Список использованных источников и литературы стр. 148
Приложения стр. 170
Введение
Актуальность темы исследования обусловливают концептуальные изменения в российской государственной политике, радикального преобразования общества и сопутствующие им проблемы переходного периода. Особое место, в этой связи занимают поиски оптимальной модели федерализма, отношений центра и субъектов Федерации, сбалансированных путей укрепления вертикали государственного управления не в ущерб развивающейся экономической самостоятельности регионов.
Во-первых, очевидна сложность процесса становления нового российского федерализма, его жесткая взаимосвязь с демократизацией общества и в то же время с необходимостью сохранения целостности государства, сохранения баланса общефедеральных и местных, национальных интересов. Здесь важен научный подход к структуризации институтов управления, который бы позволял совмещать специфику требований к государственной службе на уровне и федерального центра, и субъекта Федерации.
Во-вторых,, переходное состояние, в котором находится государственная власть в России, характеризуется тем, что при наличии горизонтального разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную нарушены механизмы вертикальных взаимоотношений между различными уровнями государственной власти (между федеральным центром и субъектами Федерации).
2
На фоне столь значительных и принципиальных преобразований в государственном устройстве естественна трансформация и тех институтов, которые связаны именно с новым характером федеративных отношений. В этот разряд не в последнюю очередь входят представительства субъектов Российской Федерации при федеральных органах власти. Pix положение и складывающаяся практика отражают, с одной стороны, весь набор противоречий и сложную диалектику переходного для России периода, а с другой стороны - нестабильное, ослабленное состояние, в котором уже долгое время пребывают государственная вертикаль управления и вся подверженная центробежным угрозам страна.
1.1. Федеративное устройство и проблемы государственной
целостности
Российский федерализм, существенно трансформировавшийся в период реформ 90-х годов, имеет свои несомненные позитивные стороны - он помог сохранить и укрепить отечественную государственность. Но в нем заметны и достаточно остро себя проявляют и социально-политические издержки, которые адекватно предопределены противоречиями демократизации российского общества. Очевидно, что федерализм в своем развитии и демократизация в своем нынешнем поступательном движении органически взаимосвязаны и совместно проходят трудный этап становления и адаптации. Феномен этой взаимозависимости
19
подчеркивают не только отечественные ученые ( Р. Г. Абдулатипов и Л.Ф. Болтенкова: федерализм и демократия идут рука об руку, они немыслимы друг без друга23). Американский политолог И. Дючесик полагает, что федерализм есть "территориальное выражение внутреннего кредо демократии"24.
Современные исследователи федерализма отмечают, что хотя в мире и нет абсолютно совершенных моделей государственного устройства, есть государства, выбор которыми федеративной формы обеспечивает внутреннюю целостность и стабильность в стране, мир и согласие в обществе. Одна из причинных доминант такого результата кроется в решении на конституционном уровне проблемы разделения государственных полномочий и ответственности между центром и составными частями государства с учетом местной специфики. Именно создание конституционных основ разделения государственной власти по вертикали - фундаментальный вопрос
ос
формирования государственности на базе федерализма' .
Отнюдь не парадоксальна, как может показаться, оценка российской исторической реальности, данная Р.Г. Абдулатиповым. Ученый утверждает, что Россия не просто развивалась как государство многонациональное, многотерриториальное (собранное из множества земель), оно формировалось в полном соответствии с классическими принципами федерализма. Великие русские князья неоднократно объединяли земли путем заключения договоров с разграничениями полномочий. Князь Ярослав наречен Мудрым как раз за то, что сумел впервые собрать земли на основе договора. Даже унитарное по своей сути и патриархально отсталое по своей
23 Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. - М., 1994. - С. 159.
24 Duchacek I/ The Territorial dimension of politics within, among and across nations // Boulder.,- 1986. - P. 96
20