ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ 14
1.1. Воспитание в контексте теорий социализации 14
1.2. Социальные институты воспитания и их функции 32
1.3. Роль социокультурных традиций в процессе воспитания 53
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДУХОВНОГО КРИЗИСА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 73
2.1. Влияние духовного кризиса на изменение ценностных ориентаций в современном российском обществе 74
2.2. Трансформация роли и функций институтов воспитания в современной России 99
2.3. Формирование нормативной и модальной личности: ломка традиций воспитания в современном российском обществе 1 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 139
з
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современном обществе происходят глубокие структурные преобразования. Этот процесс сопровождается болезненной ломкой социальных институтов, общественных ценностей и жизненных стереотипов. Формируются новые стили жизни и возникают объективные противоречия в механизмах социокультурной трансляции, особенно передачи генерационного опыта и соблюдения преемственности в рамках механизмов социализации (образования и воспитания). Новому, сложно организованному и динамичному обществу нужен человек, способный адаптироваться к быстро меняющимся требованиям жизни, обладающий качествами духовной автономии, самостоятельности и, в то же время, социальной ответственности, вырабатывающий свою шкалу ценностей и модели поведения. Обществу необходим «новый» человек — субъект исторического процесса, имеющий широкие знания, навык учиться, «сценарно» мыслить, полноценно реализоваться в труде и умело проводить свободное время.
Существенные изменения в производстве и в быту, радикальные перемены в характере деятельности, преобразования социальной структуры, социальная мобильность имеют следствием кризис традиций воспитания, когда уже не семья, а индивид выступает в роли социальной единицы, автономного субъекта, претендующего на права «свободной личности». Происходит переоценка социокультурных ценностей, переструктурирование ранее созданного во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере воспитания нового поколения.
Кризис воспитания проявляется через неопределенность целей воспитания, основных идеалов и идей, подлежащих передаче. Современный процесс воспитания идет хаотично, и это находит свои негативные проявления в самых разных процессах общественной динамики.
14.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Воспитание, если его рассматривать в широком смысле, - это функции общества, обеспечивающие его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп.
Воспитание в более узком смысле - это процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации и др.) с целью его подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и др.)1.
1.1. Воспитание в контексте теорий социализации
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипу-
1 Современная Западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - С.38.
15
лятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинного гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы сознательно у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечениие роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Воспитывать это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны,
- Київ+380960830922