Ви є тут

Типы массового сознания населения крупного провинциального города

Автор: 
Звоновский Владимир Борисович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000326245
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ
"ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ"......................................14
1.1. СОЦИАЛЬНО-! 1РОСТРАИСТВЕНЫЕ СВОЙСТВА ПОНЯТИЯ "ПРОВИНЦИЯ” 14
1.2. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД КАК ВЫРАЖЕНИЕ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПРОВИНЦИИ..........................41
ГЛАВА 2. ПРОВИНЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.................50
2.1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ..........50
2.2. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ....73
ГЛАВА 3. ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА (НА ПРИМЕРЕ Г.САМАРА)......................91
3.1. ТИПОЛОГИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ...............................91
3.2. ПРОБЛЕМАТИКА СОБСТВЕННОСТИ И ВЛАСТИ
В СТРУКТУРЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ..............................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...., ..................... 139
ПРИЛОЖЕНИЯ..................
*
2
ВВДЕНИЕ
Роль территориальных общностей в социальных процессах вообще и в процессах социальных изменений, в частности представляет собой одну из интереснейших проблем функционирования общества и привлекает внимание представителей самых различных научных дисциплин и теоретических традиций. Причиной этого, видимо, является то, что поселенческие общности, и особенно крупные города, условия жизни в них, являются системообразующей осью для национальной общности в целом. Разрушение тоталитарного общества в России привело к распаду иерархически построенных взаимоотношений между ведущими российскими центрами (Москва, С.-Петербург) и промышленной провинцией, се главными центрами. Выстраиваемые в новых социальных условиях отношения между центром и провинциями находят свое отражение не только в сознании отдельных представителей региональных элит, или элит в целом, но и в массовом сознании населения провинций. Понять, что отличает нынешнюю российскую провинцию от той, что существовала в другие периоды российской истории, каково взаимодействие ее с центром и его институтами и какую роль в формировании новых российских провинций играет массовое сознание их населения - задача важная и в общественном, и в научном смысле.
Помимо этого, существует огромное множество стереотипных представлений, своего рода культурных мифов, о взаимоотношении столицы и провинции, центра и периферии. Согласно традиции, российская провинция рассматривается как перманентная угроза реформаторской и новаторской деятельности столицы. Именно со стороны провинции исходит тенденция отката назад, срыва очередного цикла модернизации общества и государства (например, 5; 114; 139). Сюда же можно отнести видение российских провинций как "настоящей, истинной России" в противовес неукорененной столице. С этой точки зрения процессы модернизации, генератором которых является центр - и социальный, и административный, оцениваются негативно, а сопротивление им со стороны периферии,
3
Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ "ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ"
7.1. СОЦИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕНЫЕ СВОЙСТВА ПОНЯТИЯ
"ПРОВИНЦИЯ"
При всем широком спектре употребления термина "провинция" в нём доминируют два смысла. Во-первых, Провинция есть некоторое пространство, окружающее город, в предельном случае - столицу государства (метрополию). Оно определенным образом упорядочено, а именно социальной системой, центральным элементом которой является данный город. Провинция в этом случае оказывается продолжением города, периферией по отношению к нему, несамостоятельной частью данной социальной системы. Эта провинциальность, периферийность заданы локальной социальной системой. Последняя конституирует Провинцию. Подобно физическим полям, например электромагнитному, центр социальной системы создает на прилегающей территории некоторую напряженность, оказывая влияние на поведение объектов в данном пространстве. Центр такого “поля” может быть внешним (город, находящийся в другой провинции) либо находиться в городе, расположенном на этой же территории. В обоих случаях по мере распространения в разных точках территории "поле" существует с разной степенью интенсивности.
В подавляющем большинстве случаев термин “провинция” употребляется именно в этом смысле: “провинциальный театр”, “провинциал”, “провинциальная ментальность”, "провинцианатизм" в целом. Здесь “провинция” всегда “недо-” : недоделана, недооформлена, в которой “реализация центрального культурного образца опосредуется некоторым барьером, преодоление которого требует снижения уровня реализации об-
14
разца” (89, 43). В Провинции как пространстве культура не отсутствует, но она лишь отсвет, повтор, маргинализация культуры Центра.
Во-вторых, Провинция - это некоторый набор социальных институтов, отсутствующих в метрополии, но существующих в активной форме на иной территории, вне метрополии и в качестве действующей социальной системы. Провинция в этом смысле есть самостоятельная социальная система, хотя и связанная с другими, соседними в первую очередь, но обладающая своей собственной культурой (164, 341).
В обоих случаях Провинция является сферой соприкосновения пространства и социальной системы (систем), их взаимовлияния. В то же время, эти два значения рассматриваемого понятия не совпадают. Они возникают одновременно как дихотомия восприятия данной территории. В результате восприятие Провинции массовым сознанием становится как бы смешением, наложением (интерференцией) двух его рассмотренных значений.
В наиболее концентрированном виде это может быть выражено в другом городе, в этом случае противостоящем метрополии. Такой город может иметь и собственную "провинцию", если ее понимать в первом смысле. Но и Провинция “второго порядка” не отменит предполагаемой нами закономерности: её социальная структура, культура и институты, действующие на её территории, не совпадут с аналогичными характеристиками локального центра, по отношению к которому она (в первом значении) выступает периферией.
Провинция всегда есть некая связь (взаимоотношение) какой-то социальной структуры и какого-то пространства. В пространстве, где (еще) нет социальной структуры, или в пространстве, где социальная структура отменила (уже) его как значимую социальную характеристику (современные процессы урбанизации), Провинция (еще или уже) не существует.
Подчиненное положение Провинции выражается в том, что она не мыслится вне государства. Она может занимать в нем различные позиции (в т.ч. быть Метрополией, этакой центральной провинцией, подобно Иль-
15