Ви є тут

Образованный слой : Адаптация к новым условиям

Автор: 
Стрелков Дмитрий Гаврилович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000330820
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАННЫЙ СЛОЙ:
ПОЛИТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.........................17
1.1. Соотношение понятий
интеллигенция и образованный слой.....................17
1.2. Развитие образованного слоя в
контексте трансформации социальной структуры..........29
1.3. Образованный слой как база формирования среднего класса 34
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ...........................46
2.1. Проблема социального самоопределения интеллигенции...46
2.2. Типология образов интеллигенции в социо-культурном контексте.............................................62
2.3. Имущественная дифференциация
и качество жизни интеллигенции........................79
2.4. Процессы формирования политических
установок интеллигенции .............................110
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧИТЕЛЬСТВА
КАК ИНДИКАТОРА НАПРАВЛЕНИЙ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАННОГО СЛОЯ.................132
3.1. Социальная идентификация
и самоидентификация учительства......................132
3.2. Роль учителя в обществе.............................153
3.3. Социально-экономическое положение учителя...........163
3.4. Дифференциация общества
и поляризация взглядов на роль и задачи учительства..179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................188
ЛИТЕРАТУРА
197
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Процессы трансформации социально-экономической и политической систем В России оказ&ти самое серьезное влияние на состояние социальной структуры современного российского общества. Образованный слой должен быть отнесен к числу тех элементов социальной структуры современного российского общества, которые подвергаются наиболее интенсивному воздействию реформационных процессов.
При рассмотрении и анализе положения образованного слоя необходимо учитывать то обстоятельство, что эта социальная группа не только подвергается интенсивному трансформационному воздействию в результате развития процессов социально-экономических и политических преобразований, но своей позицией и характером социального поведения оказывает влияние на направление и содержание этих процессов.
Трансформация социально-экономической и политической системы во многом обусловлена процессами изменения образованного слоя. Однако остаются слабо изученными социальные функции, которые выполняет образованный слой в процессе развития общества.
С началом реформ скрытые эмоциональные и интеллектуальные накопления под воздействием новых стимулов стали источниками социально-культурной динамики и привели к лавинообразному нарастанию процессов дифференциации образованного слоя, к серьезному изменению его структуры. Бывшая советская интеллигенция столкнулась с необходимостью выбора модели организации своей социальной практики в широком спектре вариантов. Процессы трансформации расширили горизонты социальной практики и сделали возможным движение образованного слоя вдоль самых разнообразных осей: властной, культурной, экономической.
Немецкая классическая философия, принявшая эстафету работы с понятием интеллигенция, унаследовала его именно в редакции Боэция. Немецкая классическая философия была одним из важнейших плацдармов развития европейской социальной мысли. В своей «Науке логики» (1818 г.), а позднее в «Энциклопедии философских наук» Гегель рассматривал интеллигенцию, как эквивалент общей идеи и главную форму познания мира2
Значимым этапом в становлении концепта «интеллигенция» является работа Гизо. В своем курсе лекций «История цивилизаций в Европе» ( 1828 г.) и «История цивилизации во Франции» (1829 г.) Гизо рассматривает «силу общественного разума — интеллигенции» («de l'intelligence publique»), как важнейший рычаг социального развития. Для Гизо «общественный разум — интеллигенция» — это система общераспространенных идей, оказывающих самое значительное, принудительное влияние на управление страной, обществом, но не имеющая оформленных средств проявления.3
К. Маркс опирался в своих теоретических работах как на достижения немецкой классической философии, так и на достижения французской социально-политической мысли. В сборнике статей, объединенных общим названием «О сословных комиссиях в Пруссии» (1842 г.) К. Маркс обращается к рассмотрению понятий интеллигентность и интеллигенция. К. Маркс, явно под влиянием Гегеля, стремится связать понятия интеллигентность и интеллигенция с самосознающим духом всего народа, общества, а не с отдельной социальной группой, слоем. К. Марксу, в частности, принадлежит высказывание: «Интеллигентность... не есть ищущий удовлетворение эгоистический интерес, это — всеобщий интерес»; «об интеллигентности речь может идти не как о части, входящей в состав целого, а
' Философия природы, § 246. - Гегель // Энциклопедия философских наук. Т.2. М., 1975,с.15
' Рензов Б.Г. Французская романтическая историография. Л. 1956, с 197
20
как об организующем начале»; «...чтобы требование представительства интеллигенции имело силу, мы должны толковать его, как требование сознательного представительства народной интеллигенции, которая отнюдь не пытается противопоставить отдельные потребности государству, но дня которой высшая потребность заключается в том, чтобы претворить в путь самую сущность государства, рассматриваемого при том, как ее собственное деяние...».4 Представления К. Маркса обозначают важный этап развития концепта интеллигенция. Интеллигенция понимается К. Марксом не как распространенный в обществе «разум — интеллигенция» Гизо, а как социальное самосознание народа в процессе государственного строительства. Важным представляется то, что К. Маркс не связывает это самосознание определенно с каким-либо слоем или социальной группой.
Новое наполнение концепт интеллигенция получает в России в период 1840-1870 гг. Именно в России взаимосвязь между самосознанием народа, нации и конкретной социальной группой приобретает отчетливые очертания в рамках концепта интеллигенция. Субъектом самосознания народа в процессе государственного строительства при новом понимании содержания понятия интеллигенция, становится не абстрактный разум, не «дух народа», не весь народ, а конкретная, определенная, отдельная часть общества, берущая на себя функцию общественного самосознания от имени всего народа. В 60-х гг. XIX в. именно в России понятие интеллигенция приобрело социологический смысл. В традиции российской социальной мысли фигурировало несколько направлений понимания и интерпретации понятия интеллигенция. П.Д. Боборыкин употребил это слово в 1866 г. (значение «высший образованный слой общества»).5
П.Д. Валуев, министр внутренних дел и цензор, профессор литературы A.B. Никитенко, по свидетельству Л.Д. Любимова, употребляли поня-
4 Маркс К., Энгельс Ф Соч., т.40, с.287-290
Боборыкин П.Д. Подгнившие «вехи» // В защиту интеллигенции. М., 1909, с 128