Ви є тут

Институт образования : Роль и функции в процессе социальной адаптации молодежи

Автор: 
Губанова Елена Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000344473
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
Глава Г ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНСТИТУТА
ОБРАЗОВАНИЯ...................................... 13
1.1 Анализ категорий «образование», «социальная система»,
«социальный институт».............................. 13
1.2 Образование как социальный институт, социальные функции образования............................................. 32
Глава 2. КАЧЕСТВЕН! ЮЕ СОДЕРЖАНИЕ 11РОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ . АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ..........................;.......... 61
2.1 Условия и факторы социальной адаптации молодежи 62
2.2 Учебное поведение студенческой молодежи как форма проявления адаптивных способностей............................. 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................ 106
БИБЛИОГРАФИЯ...................................... 111
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Конец XX века потребовал обновленного взгляда на миссию, роль высшего образования как социального института в процессе социальной адаптации молодежи. Став реально массовым, оно превратилось в особую отрасль духовного производства, продемонстрировав, вместе с тем, свое возрастающее значение для развития материального производства. Многообразные потребности общества в образованных работниках различного уровня подготовки, квалификации привели к формированию многоступенчатой, производственно и социально детерминированной системы допрофессионального и профессионального образования.
Образование как социальная система и социальный институт, испытывает на себе воздействие практически всех процессов и изменений, происходящих в обществе. ■
Стратегической целью высшей школы в изменившихся условиях является формирование социально-активных профессионалов, осознающих свое место в современном обществе, способных адекватно анализировать и оценивать социальные процессы и явления.
Поскольку технологической базой грядущей постиндустриальной трансформации является наука и теоретические знания, можно сформулировать следующие задачи, стоящие перед институтом высшего образования:
-формирование структуры личности, в которой ведущее место принадлежи'!' творчеству, умственной деятельности, нравственному императиву и физическому совершенству;
-расширение когнитивных способностей человека, способствующих быстрому восприятию инноваций в сфере производства материальных и духовных благ;
шему образованию, удовлетворяет его потребность в получении профессии и способствует более успешной социальной адаптации молодёжи.'
4. Социокультурные изменения в современной России привели к трансформации системы требований к специалистам с высшим образованием, ко-торые включают:
-профессиональную компетентность, сочетающую теоретические знания и практические профессиональные навыки, способность использования современных инновационных технологий;
-наличие навыков творчества, стремление и постоянному профессиональному совершенствованию;
-системность взглядов, способность оптимизировать параметры принимаемых решений;
- коммуникационные способности, базирующиеся на знании социологии, психологии, этики общения;
-осознанная ответственность, предполагающая понимание социальной значимости принимаемых решений, своей роли в деятельности трудового коллектива;
З.Показателями эффективности адаптивной стратегии высшей школы являются изменения в содержании образовательного процесса, в образовательных технологиях и методах, которые должны соответствовать новым целям высшего образования.
Практическая значимость. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для организации управленческой деятельности в сфере образования с целью оптимизации адаптивной стратегии высшей школы, в разработке системы мероприятий, направленных на регулирование учебного поведения студенческой молодежи. Материалы работы могут быть использованы в преподавании курса «Социология образова-
11
ния» в »узах, включены в программу подготовки и повышения квалификации педагогических кадров высшей школы.
Апробация работы. Основные положения и практические выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на внутривузов-ских конференциях молодых ученых, аспирантов и соискателей (1998-2000 гг.), на межвузовской научной конференции (г. Новочеркасск, 1999 г.), на региональных научно-практических конференциях (г. Шахты, 1998-2001 г.). Основные результаты отражены в тезисах докладов научных конференций и статьях, брошюрах.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 4 параграфа), заключения, списка литературы, состоящего из 177 источников.
12