Ви є тут

Процесс посредничества в решении социального конфликта

Автор: 
Андреев Валерий Витальевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
269690
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание работы
Стр.
Введение. 3.
Глава I. Природа конфликтного менеджмента. 16.
1.1. Посредничество как вид конфликтного менеджмента. 17.
1.2. Анализ традиционных и радикальных подходов к конфликтному менеджменту. 30.
Глава II. Моделирование процесса посредничества в
решении социального конфликта. 44.
2.1. Принципы моделирования. 45.
2.2. Процессуальная модель посреднического решения социального конфликта. 56.
Глава III. Посредничество в решении конфликтов в социальном контексте. 72.
3.1. Посредничество в межличностном (супружеском) конфликте. 73.
3.2. Посредничество в межгрупповом конфликте: рабочие и администрация. 93.
3.3. Посредничество в региональном международном конфликте. 119.
Заключение.
Список использованной литературы.
145.
153.
3
Введение
Конфликты между индивидами, группами и государствами, свойственны человеческому существованию. Они - повсеместны и остаются частью процесса взаимозависимости, который объединяет различных социальных субъектов. Распространенность конфликтов на всех уровнях общественных систем не означает, что общество терпимо относится к любым формам конфликта. Конфликты высокой интенсивности и продолжительного характера становятся нетерпимыми, поскольку воспринимаются угрозой жизни людей. В целях нормативного регулирования и решения конфликтов общество развивает конфликтный менеджмент.
Изучение процесса посредничества в решении социального конфликта актуально в нынешней России. Период социальных трансформаций отмечен обострением межличностных, межгрупповых этнических и национальных конфликтов. Затяжные конфликты выходят из легитимного русла и сопровождаются ростом насилия. Люди обращаются к избиению, изгнанию, убийству друг друга. Они присваивают или уничтожают чужую собственность, захватывают заложников и могут ради мести совершать самоубийства. Рост социальной конфронтации произошел в условиях неконтролируемых изменений приватизируемой экономики, социального расслоения общества и обнищания большинства семей, непоследовательной национальной политики и актуализации ранее не решенных этнических споров. Практика конфликтного менеджмента России нуждается в дальнейшем теоретическом осмыслении, чтобы определить условия ее эффективности и перспективы.
Повсеместность конфликтов и глубокие общественные потрясения, которые сказываются на личных судьбах людей бывшего СССР, привели к появлению новых специализированных структур посредничества -
15
стадии конфликта, активности посредника, существующей системы конфликтного менеджмента общества. Из комплекса причин эффективности посредничества главным фактором будет желание сторон совместно решить конфликт.
6. Деятельность посреднических служб в современной России происходит в противоречивых условиях, требующих усиления посреднического вмешательства в конфликты всех уровней, и уменьшением ресурсов системы конфликтного менеджмента в переходный период. По мере преодоления экономического и политического кризисов в стране будет возрастать успех семейного, трудового и международного посредничества.
Научно-практическая значимость исследования состоит в анализе условий посреднического успеха в конфликте. Результаты данной работы могут найти применение в процессе дальнейшего развития социологии конфликта и в приложении этой теории к деятельности семейных консультантов, трудовых и международных посредников.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования содержаться в публикациях автора:
1. Посредничество в условиях рыночных отношений. Ростов-на-Дону. 1999. (0,2 п.л.).
2. Посредничество как вид конфликтного менеджмента. Ростов-на-Дону. 1999. (0,1 п.л.).
3. Моделирование процесса посредничества в решении социального конфликта. Ростов-на-Дону. 1999. (0,2 п.л.).
4. Роль посредничества в конфликтном менеджменте. Ростов-на-Дону. 1999. (0,4 п.л.).
5. Посредничество в международных конфликтах. Ростов-на-Дону. 1999. (0,4 п.л.).
16
Глава 1. Природа конфликтного менеджмента
Термин “конфликтный менеджмент” имеет в социологии два значения - теоретическое и практическое. В теоретическом аспекте он означает раздел конфликтологии, изучающей проблемы управления конфликтами. Как практику или активность данным термином принято обозначать намеренное воздействие на изменение хода борьбы. Социолог К. Боулдинг, который одним из первых применил данный термин, имел ввиду, что конфликты являются динамичными социальными процессами, имеющими скрытую ступень поляризации, а также переходящие в открытые стадии эскалации и окончания. Однако конфликтный процесс не протекает автоматически. Поскольку конфликты имеют последствия для участников и окружения они становятся объектом управления в целях изменения их курса, выгодного участникам борьбы и окружения. Теория конфликтного менеджмента служит практике в том случае, если знание, усваиваемое участниками конфликта, способствует достижению данной цели.1
Конфликтный менеджмент надо отличать от явления, которое принято обозначать терминами “протекание конфликта”, “ход борьбы”, то есть последовательное прохождение ступеней или стадий конфликта от его возникновения и эскалации до исхода. Это цикличное течение борьбы складывается из конфронтации, противодействий участников конфликта, выполняющих роли нападения и защиты. Конфликтный менеджмент есть особая активность участников конфликта и их окружения, намеренная реакция на протекание борьбы, изменяющая ход конфликта.
1 Чумиков АН. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. Социологические исследования, 1995, № 3; Запрудский Ю Г. Менеджмент конфликтный // Человек и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология). Ростов-на-Дону, 1997, с. 276.