СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
ГЛАВА I. Методологические основы исследования проблем
изменения социальной структуры рабочих промышленности в
условиях перехода к рынку.................................... 13
§ 1. Место и роль рабочих промышленности в социальной
структуре общества........................................... 13
§ 2. Рыночные реформы и их влияние на социальный статус рабочих промышленности Бурятии................................. 42
ГЛАВА И. Изменение социальной структуры рабочих
промышленности Бурятии....................................... 64
§ 2.1. Трансформация поселенческой, отраслевой и
профессиональной структуры рабочих промышленности............ 64
§ 2.2.Социально-имущественная дифференциация рабочих 83
§ 2.3. Социальное самочувствие и поведение промышленных
рабочих....................................................... 104
§ 2.4. Воспроизводство рабочих кадров................... 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 155
Библиографический список используемой
литературы.................................................... 159
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................... 165
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Происходящие глубокие изменения в российском обществе со всей остротой поставили проблему рабочего класса в этих изменениях на одно из центральных мест в обществоведении. Являясь главным субъектом материального производства, рабочий класс был и остается основной производительной силой общества.
В результате своего как количественного, так и качественного роста, промышленные рабочие Бурятии в годы советской власти превратились в крупный многонациональный отряд, в котором присутствуют представители всех наций и народностей, населяющих республику.
Переход к рыночной модели развития обусловил существенные сдвиги, произошедшие в социальном статусе и роли рабочих в жизнедеятельности российского общества. Введение элементов рыночных отношений привело к закрытию ряда промышленных предприятий, безработице, в том числе и в среде рабочих промышленности.
Сегодня с особой остротой ощущается необходимость анализа происходящих изменений в функциях и структуре рабочих промышленности, их производственной и общественной активности, места и роли в обществе. Недостаточно проанализированы региональные и национальные различия в рабочем классе. С этой точки зрения изучение рабочих промышленности представляет актуальную научную проблему, большое политическое и практическое значение.
Экономическое положение, в котором оказался рабочий класс свидетельствует о том, что его развитие носит диалектически-противоречивый характер. С одной стороны, происходит рост образовательного, культурного, профессионального уровня рабочих, что обуславливает повышение их роли в жизни рос-
з
ственно связаны с ним. Классовое деление общества накладывает свой отпечаток на развитие всех социальных групп и сущностей.
Как социальная общность класс образуясь, приобретает свою качественную определенность, свою внутреннюю границу, отделяющую его от других классов и социальных групп. Эта качественная характеристика класса может быть выражена различными своими гранями. Во-первых, это развитие экономических интересов и потребностей данного класса. Во-вторых, сложившийся образ жизни, общий для всех членов класса. В-третьих, это определенные черты в морально-психологического и социального облика членов класса, их жизненных установок, ценностных ориентации, нравственных принципов, предпочтений и т.д. Все это вместе взятое и будет представлять класс как социальную общность, существующую в данном социуме.
В современной обществоведческой литературе понятие "класс” трактуется преимущественно в двух смыслах - широком и узком. В широком значении под "классом понимается большая социальная группа людей, занимающая определеннее место в общественном разделении труда, обладающих или не обладающих частной собственностью на средства производства, характеризующийся специфическим способом получения доходов.
В узком значении "класс" - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Эта точка зрения нашла распространение в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства и в российской социологической науке. Согласно узкой трактовке классы появились при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу.
Теория социальных классов является важнейшей частью творческого наследия К. Маркса. Марксистская теория классов занимается тем, что разделяя общество, выделяет элементы дезинтеграции, выявляет общественные проти-
16
воположности и внутренние антагонизмы. Маркс впервые определил место класса, который рассматривал как объективно данный, т.е. существующий независимо от сознания его членов. Маркс анализировал классы через отношение к собственности на капитал и средства производства.
Классообразующей основой у К. Маркса выступала экономика, т.е. характер и способ производства. Маркс выделял два основных класса - буржуазию (собственников средств производства) и пролетариат (субъектов наемного труда, получающих заработную плату). Говоря другими словами, класс можно характеризовать как большую группу людей, занимающих одну и ту же позицию в экономической структуре. Эта точка зрения Маркса основывалась на отношении человека к средствам производства - владение или невладение, а для самих собственников - на типе собственности. Люди, находящиеся в различных отношениях к средствам производства, имеют противоположные интересы. В обществе, где существует частная собственность на средства производства, их владельцы заинтересованы в максимизации прибыли, создаваемой наемными рабочими.
Экономические условия превратили громадные массы населения в наемных рабочих. Господство капитала создало для этих рабочих одинаковое положение и общие интересы, организовав их в класс и через него в политическую партию. Начиная с этого времени можно говорить о рабочих как об отдельном классе, т.е. социальную общность, обладающую собственным мировоззрением и идеологией. Классовое сознание есть необходимое условие, результат развития класса как класса.
Заслуга К. Маркса, внесшего большой вклад в понимание классов, их отношений в обществе весьма значительна. Задача дальнейшего исследования классов, их отношений, сохраняет свое непреходящее значение и для наших
17
- Київ+380960830922