Ви є тут

Механизмы реализации кадровой политики в государственном аппарате Российской Федерации : Социологический анализ

Автор: 
Нефедьев Алексей Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273511
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
СОДЕРЖАНИЕ.................................................2
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
ГЛАВА L МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ИХ РОЛЬ И МЕСТО В УКРЕПЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 16
1.1. Социальная сущность механизмов реализации кадровой политики в
ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ................................16
1.2.Социальная модель системы механизмов реализации кадровой политики в ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.......*....48
ГЛАВА П. СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ__________________.______________________________ 82
2.1. Деятельность кадровых служб государственных органов по обеспечению кадровой политики......................................82
2.2. Кадровые технологии, их место и голь в механизме реализации ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ политики.....................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ........................................... 147
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ..................................... 155
Законодательно - нормативные документы.............................155
Информационно-статистические материалы.............................156
Монографии, книги, статьи..........................................156
ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................167
Приложение № 1.....................................................167
Приложение №2.
178
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что в современных условиях в российском обществе кадровая политика становится всё более важным фактором эффективного социального управления. Её роль постоянно возрастает вместе с ростом влияния человеческого фактора на решения государственных проблем. Для того, чтобы кадровая политика стала действенной и результативной, необходимы соответствующие механизмы её реализации.
Понятие механизма реализации государственной кадровой политики (далее МРГКП) представляет собой сложную теоретическую проблему, слабо разработанную в социологической науке1. В теоретическом обосновании нуждаются практически все аспекты избранной проблемы: механизмы формирования кадровой политики и механизмы её реализации, приводящие её в функциональное состояние.
Основой МРГКП служит теоретико-методологическая сторона кадровой политики (её концепция), отсутствие которой как целостной системы в сфере государственного управления весьма негативно сказывается на формировании и современном состоянии механизмов реализации ГКП, то есть перевода теории, замыслов, концепций, программ кадровой политики в область практической деятельности.
В настоящее время начинают складываться необходимые объективные предпосылки, которые обусловливают потребность в разработке социальной модели механизмов реализации государственной кадровой политики. В Указе Президента Российской Федерации «О реформировании государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 гг.)» как одна из первоочередных поставлена задача «разработки эффективных механизмов
1 Механизм - с англ. mechanism - система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности ‘Применительно к предмету кадровой политики это система, предназначенная для преобразования движения кадровых процессов в заданном направлении. В исследовании понятия «механизм реализации государственной кадровой политики» и «механизмы реализации государственной кадровой политики» рассматриваются как равнозначные, однопорядковые, все зависит от того, в какой плоскости они раскрываются.
кругам, когда теневая экономика становится надежнее легальной, а справедливость и закон рискуют стать противоположными понятиями.
Вполне очевидно, что решающим фактором преодоления негативных процессов в экономике и социальной жизни страны является способность власти эффективно управлять, обеспечивая стабильность и возрождение экономической и политической мощи государства, создание благоприятных условий для жизни его граждан, открытие новых возможностей для развития человеческого потенциала России. Президент России в своём очередном Послании Федеральному Собранию (2002 г.) подчеркнул настоятельную необходимость консолидации и повышения эффективности государственной власти1.
Вместе с тем становится совершенно очевидным то, что никакие реформы, никакие, даже самые чётко проработанные законы, жёсткие указы, предметные распоряжения, умные концепции и долгосрочные проекты - всё это не будет претворено в жизнь и останется на бумаге, если не будет выработаны и реализованы механизмы ответственности кадров всех уровней за порученное дело.
Это закономерно: любые государственные решения воплощают в жизнь конкретные люди и от того, насколько они профессиональны, независимы и порядочны, насколько они преданы интересам своей страны, насколько соизмеряют трудности сегодняшней жизни граждан России со своими собственными проблемами, зависит "качество" власти, её способность к позитивным преобразованиям, готовность служить обществу. Этот вывод подтверждают данные социологического опроса «Становление и перспективы развития кадрового корпуса государственной службы Российской Федерации», проведённого в сентябре-октябре 2000 года2. На вопрос: «Чем Вы руководствовались, поступая на работу в государственные учреждения?» более трети респондентов (30,19%) объяснили это желанием
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 18 апреля 2002 г., Российская газета, 19 апреля, 2002
2 Индекс СПРКК-2000.
принести больше пользы обществу и государству.
Представляет интерес точка зрения участников опроса о положительных изменениях, которые произошли в последние годы в организации, в которых они работают (см. табл. № 1).
Таблица № 1 (в % от числа опрошенных).
При продвижении на более высокие должности стал больше учитываться профессионализм государственных служащих 20,17
Чётко определён круг полномочий по каждой занимаемой должности 20,17
Возросло материальное стимулирование труда государственных служащих 12,88
Более демократичными стали отношения между руководителями и подчинёнными 19,32
Служащие больше внимания уделяют вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина 8,47
Созданы условия для проявления инициативы в работе 19,58
Затрудняюсь ответить 32,88
Важную роль в обеспечении позитивных сдвигов в развитии кадрового корпуса играет то, что при продвижении на более высокие должности стал больше учитываться профессионализм государственных служащих. На это указали - 20,17 % респондентов. Столько же отметили, что чётко определен круг полномочий по каждой занимаемой должности.
Проведённый автором статистический анализ показывает, что в 90-е годы прошлого столетия в России происходило некоторое увеличение
количественного состава государственных служащих, что было связано с обретением Россией после распада СССР полной государственной самостоятельности, перестройкой системы государственного управления на основе принципов демократии, федерализма, разделения государственной власти, департизации государственных органов и необходимостью усиления административного контроля социальных процессов в переходном периоде. В 1994- 1999 гг. общая численность работников органов государственной власти и местного самоуправления возросла с 1004 тыс. до 1134 тыс. человек, т.е. на 130 тыс. чел., или на 12,9%. Среди них государственные служащие