Ви є тут

Социальный институт профессионального образования как фактор развития и освоения социального пространства : На примере Дальневосточной железной дороги

Автор: 
Распопова Ирина Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274490
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа института образовании.
1.1. Социологические подходы к анализу профессионального образования..................................15
1.2. Генезис социального института профессионального образования в реформируемый период....... 36
Глава 2. Социологическая диагностика профессиональной подготовки специалистов
железнодорожного транспорта.
2.1. Основные параметры образовательного
пространства ДВЖД...........................................................51
2.2. Влияние- субъективных факторов на подготовку специалистов железнодорожного транспорта..........66
Глава 3. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта.
3.1. Образовательная политика формирования корпоративной культуры и профессионального роста будущих специалистов железнодорожного транспорта...............85
3.2. Социальное моделирование образовательного пространства подготовки специалистов...........................99
Заключение...............................................128
Список литературы и источников...........................134
Приложения.............................................150
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только общества и экономики в целом, но и крупных субъектов хозяйствования. Среди последних ведущую роль играет железнодорожный транспорт, важнейшей частью которого является Дальневосточная: железная дорога. Профессиональное образование является одним из основных приоритетов в реформировании этой транспортной артерии страны.
Принятая федеральным > правительством Программа структурной реформы железнодорожного транспорта предусматривает существенные изменения в подходах к отраслевой экономической и социальной политике. В значительной мере это касается рынка труда, проблем занятости, профессиональной подготовки и социальной защиты работников железных, дорог. При этом нельзя не учитывать и социальный фактор, которым является образование как основной институт профессионализации всех субъектов хозяйствования.
Концепция реформы железнодорожного транспорта и поэтапная программа ее реализации определяют, что решающим в осуществлении поставленных целей остается кадровый, ресурс. Максимальное использование профессиональных знаний людей, непрерывный рост их компетенции и квалификации, постоянная мотивация труда и социальный настрой служат как общим интересам развития общества, так и интересам субъектов хозяйствования. В этих условиях требования к кадрам не просто резко возрастают, но и меняются стратегия и тактика производственнохозяйственной деятельности, приоритеты социальной и кадровой политики. Иными становятся критерии оценки занятости, профессиональной подготовки и социальной защиты работников железнодорожного транспорта..
Отраслевая система образования предполагает ежегодную подготовку 14,5 тыс. специалистов с высшим образованием, 17тыс. - со
14
социологический аспект» // Социальная политика в ДВ регионах России: опыт, проблемы, решения. - Хабаровск, ДВАГС, 2001. С. 185-189.
3. Распопова И.М., Паршин В.М. «Социологические исследования образовательного пространства учебного заведения» //Среднее профессиональное образование. - Москва, 2001 г.,№11. С. 46-49.
4. Распопова И.М. «Исследование образовательного пространства учебного заведения» // Информационный вестник дорожной картотеки ДМК отдела учебных заведений Дальневосточной железной дороги. -Хабаровск, 2002г., - № 1559 (УН-7)-26184.
Логика решения основных задач исследования предопределила ее структуру и содержание.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка использованных источников и научной литературы, приложений.
*
*

Глава 1.. Теоретико-методологические основы
социологического анализа социального института
образования.
1.1. Социологические подходы к анализу профессионального образования..
Образование - социальный' институт, осуществляющий специфический род деятельности по передаче и приобретению систематизированных знаний, умений и навыков; предполагающий определенный уровень. знаний, умений, навыков и других, человеческих качеств; это целенаправленный процесс приобретения и передачи знаний, развития потребностей и способностей людей.
Образование не исключает, а предполагает значительную самостоятельность, спонтанность, самодетерминированность этой сферы, ее способность быть одной из главных причин счастливых или трагических поворотов истории. Отметим, во-первых, стремительно возрастающее значение образования в определении судеб человечества и стран; во-вторых, использование образования в качестве ключевого фактора на пути эволюционного и устойчивого образования; в-третьих, значимость ее реализации от реализации субъективного выбора и действий личности. [168]
Профессиональное- образование представляет собой сложный социальный механизм, проявляющийся как система конкретных структур и функций, соединяющая в себе интересы, потребности и цели отдельных индивидов с общественными интересами, потребностями и целями.
Нормальное существование любого современного общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы образования.
Образование оказывает влияние на функционирование социального пространства, являясь основным фактором его развития, и поэтому целесообразно рассматривать его с двух разно уровневых позиций.