Ви є тут

Этнонационализм как культурная доминанта модернизации традиционного общества : На примере Республики Ингушетии

Автор: 
Дударов Алихан Нажмудинович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274602
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемь! формирования
этнонационализма как социокультурного феномена...................... 15
1.1. Методологические подходы к анализу этнонационализма в условиях глобализации...................................... 15
1.2. Культурно-исторические условия становления субъекта этнонационализма (на примере ингушей).......................... 35
1.3. Институционализация этнического самосознания как социокультурного феномена в постсоветской России.............. 49
Глава 2. Социальные детерминанты конструирования индивидуального имиджа..................................................... 71
2.1.Специфика бюрократии как условия становления государственности в Ингушетии........................................ 71
2.2. Культурные нормативы администрирования: доминирование
" ценностей над рационализмом.................................. 86
Глава 3. Духовно-идеологические факторы формирования практики этнонационализма в Ингушетии................................. 110
3.1. Идеологическое обоснование этногосударственности 110
3.2. Противоречие правового сознания ингушской молодежи как
фактор воспроизводства этнонационализма......................... 128
Заключение......................................................... 156
Список используемой литературы..................................... 162
Приложения......................................................... 169
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Важнейшим направлением трансформации российского общества в постсоветский период являются преобразования во всех сферах социального функционирования. Одна из главных проблем преобразовательной деятельности - реорганизация административно-территориального деления в связи с формированием новых культурных норм взаимодействия центра и регионов. Они были выдвинуты как необходимые принципы защиты специфики этнических культур автохтонных народов в условиях межкультурного взаимодействия в рамках одного социально-политического пространства. Движение в этом направлении вызвало формирование новых республик, в частности, на Юге России в 90-е гг. были учреждены Адыгея, Ингушетия и Карачаево-Черкесия.
Широко известен тот факт, что только некоторые из северокавказских народов до Октябрьской революции имели протогосударственные формы организации. Само государственное строительство в этом регионе - явление новейшей истории XX в. и осуществлялось оно не естественно-историческим, стихийно-эволюционным образом, а с помощью сознательного проектирования и использования социальных технологий для воплощения выдвинутых проектов при их ресурсном обеспечении российским (советским) властным центром. Этот и ряд других факторов макроуровня объясняют доминирующую роль в данном процессе не столько самих кавказских обществ, сколько российской власти. Даже ретроспективное реконструирование этого процесса показывает доминирование в нем не эндогенного культурного потенциала автохтонных народов, а интенций, привнесенных извне, со стороны центральной власти. Такое проектирование положило начало социокультурным сдвигам в традиционных социумах на Юге России.
Государство как социальный институт не возникает в течение краткого исторического периода - нескольких десятилетий. Его формирование является результатом культурного развития общества в течение многих столетий.
Поэтому создание в настоящее время на основе культурных инициатив пред-
3
ской сферах между представителями различных этнических общностей) вовсе не означает тождественности их происхождения.
Прежде, чем обратиться к конкретно историческим социокультурным факторам возникновения практики этнонационализма как стремления социальных субъектов совместить этнический и политический модусы социального поля в конкретно взято социокультурном пространстве, в частности, в Республике Ингушетия, кратко исследуем генезис самой идеи этнонационализма.
1.1 Методологические подходы к анализу этнонационализма в условиях глобализации
Методологические основания анализа культурно-исторических предпосылок этнонационализма задаются в работе Б.Андерсона "Воображаемые сообщества", являющейся в настоящее время классической в этой области исследований. В данной работе на широком культурном материале показан процесс возникновения наций в Новое время, его социокультурные корни.
Андерсен обращает внимание на внешние формы и внутренние источники развития этого процесса. На закате феодального периода развития рождается принципиально новый тип сообщества людей. Уже в ходе победоносных войн Великой Французской революции и последовавших за ней наполеоновских походов ярко проявилась разница в социально-политических установках "королевских подданных" и представителей «третьего сословия», как складывающейся новой социальной общности. Ее представители осознавали свое единство и высоко его оценивали. Как отмечает Б.Андерсон, процесс формирования новой социальной общности до определенной степени аналогичен процессу складывания общины верующих: даже не соприкасаясь друг с другом непосредственно, они знают о существовании своих единомышленников, вместе с которыми они составляют мистико-реальное единство: "Великие сакральные культуры... заключали в себе представления о необъятных
сообществах. Между тем, и Христианский мир, и исламская Умма, и даже
17
Срединное государство... могли быть воображены в значительной степени благодаря священному языку и скрижалям”33.
Религия, объединявшая массы верующих в одну общину, давала им ответы на мучительные вопросы жизни и смерти, не оставляя человека один на один с его страхами и отчаянием. В секуляризованных обществах Нового времени эти социокультурные характеристики религиозной общины начинают в превращенном виде воспроизводиться в границах отдельных - "национальных" - государств. Происходит это, разумеется, не в силу "эрозии" религиозных представлений, по выражению Б.Андерсона - или, точнее, не только в результате изменения религиозной составляющей общественного сознания. Механизм, запускающий процесс формирования социальной общности на новой идеологической основе, формируется динамикой объективных социальных процессов.
Во-первых, развитие капитализма стало важнейшим препятствием на пути "династической" политики европейских государей: складывающиеся национальные рынки (а, значит, вопросы таможенных барьеров, национальных валют и т.д.) выступили основой для упрочения государственных границ, которые уже нельзя было произвольно изменять по причине династических браков, дарить, менять и т.д. Зыбкие очертания династических государств стали приобретать относительную жесткость и постоянство.
Во-вторых, развитие буржуазного способа производства приобщило к чтению и грамоте внушительные массы прежде безмолствующего и нечитающего большинства. Развитие книгопечатания обнаружило возможность формирования свободного от религиозной идеологии сознания населения конкретной страны на базе доминирующего в ней языка посредством регулируемого потока печатной продукции. Библия на языках народов Европы, расходящаяся огромными тиражами; все более дешевеющая и потому все более доступная литература; наконец, ежедневная газета создавали в сознании растущей части общества представление об общих корнях, общей судьбе:
33 Андерсон Б. Вооброжаемые сообщества. М.. 2001. С36.
18