Ви є тут

Архитектурно-градостроительное наследие Юга России : Его формирование и культурный потенциал

Автор: 
Есаулов Георгий Васильевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
274864
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................................................4
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ И СТАНОВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И НИЖНЕГО ДОНА
1.1. Древнейший этап заселения территории: география
и типы поселений. Кочевой и оседлый способы освоения пространства расселения............................... 15
1.2. Греческая колонизация Северного Причерноморья
и Приазовья как этап экспансии городской культуры .... 37
1.3. Средневековый этап освоения территорий как сочетание автохтонности, государственно- территориальной интеграции и кочевого образа жизни........................ 52
1.4. Этап стихийного и военно-административного освоения территорий Нижнего Дона, степного Предкавказья
и Кубани.............................................. 86
1.5. Рост городов и распространение принципов классицизма в их застройке во второй половине XVIII - I половине
XIX века..............................................119
1.6. Вторая половина XIX - начало XX века: этап преобладающего роста городской среды в регионе............142
1.7. XX век - этап планового освоения территории и развития городов.................................................. 174
ГЛАВА II. ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И НИЖНЕГО ДОНА
2.1. Древнейшая архитектура...............................183
2.2. Греческая архитектура в Северном Причерноморье
и Приазовье...........................................200
2.3. Архитектура государственных образований средневековья как отражение культурных экспансий, военно-политических, этнических, конфессиональных факторов и влияний .......................................215
2.4. Архитектурные культуры северо-кавказских горцев. Автохтонность как определяющая черта самобытности средневекового зодчества Северного Кавказа................237
3
2.5. Сложение типов и форм жилища казачества Дона,
степных территорий Предкавказья и Кубани ...............266
2.6. Классицизм и распространение образцового проектирования, профессиональное архитектурное творчество и народное зодчество во второй половине XVIII - начале XIX в. в среде поселений
Юга России .............................................288
2.7. Ретроспективизм, эклектика, модерн и неоклассицизм в архитектуре городов Юга России второй половины
XIX-начала XX вв........................................305
2.8. Архитектура XX века....................................344
ГЛАВА Ш. АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА
3.1. Концепция культурно-экологической таксономии архитектурно-градостроительного наследия региона...........352
3.2. Принципы и формы сохранения и экспонирования архитектурно-градостроительного наследия ..............358
3.3. Принципы и формы информационно- технологического освоения архитектурно-градостроительного наследия ..........377
3.4. Средоформирующее влияние архитектурноградостроительного наследия.................................379
3.5. Архитектурное наследие как контекст и составляющая творческой практики.........................................391
3.6. Архитектурно-градостроительное наследие как контекст и составляющая непрерывного архитектурнохудожественного образования.................................405
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................421
БИБЛИОГРАФИЯ...........................................................426
ПРИЛОЖЕНИЯ
465
63
представлял собой полосу застройки, расположенную перпендикулярно морскому побережью и заключенную между северной и южной стенами. Расстояние между стенами у цитадели составляло 300 м, у моря - 450 м. Стены уходили в море на расстояние до 500 м и до середины XVII в. образовывали гавань площадью около 14 га. Вход в гавань закрывался цепью [190, с. 11) согласно античной традиции. Вероятно, здесь можно провести аналогию с гаванью в Константинополе. Как известно гавань Золотой Рог в Константинополе имела сложную систему защиты, в том числе и цепями [83, с. 28]. Северная и южная стены имели толщину от 2,5 до 3,5 м и были укреплены прямоугольными выступами. Кроме этого северная стена укреплена круглым бастионом, имеющим значительные размеры (диаметр - 2,5 м, высота более 15 м). Стены имели завершения в виде машикулей и зубцов. Основным элементом оборонительной системы Дербента была цитадель Нарын-Кала, расположенная на вершине крутого холма - крайнего отрога Джзлганского хребта и представлявшая собой многоугольник крепостных стен (размеры в плане 200x220 м).
Созданная система, представлявшая собой умелое и продуманное сочетание фортификационных сооружений с природным ландшафтом, стала наземной преградой на пути кочевников, защитой от их набегов для народов Закавказья и Ближнего Востока. A.A. Кудрявцев отмечает, что различные качества Дербентского оборонительного комплекса ставят его в один ряд с крупнейшими фортификационными сооружениями мира: Великой Китайской стеной, системой римских укреплений на Рейне и Дунае [285, с. 11]. Благодаря этому Дербенту принадлежит особое место в истории Кавказа, Ближнего Востока и Руси.
В постройках Дербента отражено влияние Ирана и исламской культуры, а также некоторое влияние христианской культуры. Как отмечает С.О. Хан-Магомедов, интерес с архитектурной точки зрения представляют городские ворота Дербента, ибо они имели не только оборонительное значение, являлись украшением города и должны были говорить свои архитектурным обликом о мощи и богатстве Дербента. В 1722 году насчитывалось 11 ворот [547, с. 50]. Большинство сохранившихся ворот городских стен было построено или в VI в., во время создания дербентских укреплений, или в начале VIII в. [547]. Ворота
64
представляют арочные проемы с очертанием арок. Иногда в обработке ворот применены различные архитектурно-декоративные элементы. В художественном решении ворот проявилось влияние различных архитектурных традиций, воздействию которых был подвергнут Дербент, что подтверждается и более поздними перестройками и реконструкциями ворот.
Застройка города велась от цитадели. Верхняя, старейшая его часть была разделена на восемь кварталов, именуемых в местных хрониках “махалла”, а в арабских - “кием” [286, с. 13]. Эти кварталы обладали типичным для средневекового восточного города обликом: узкие кривые улочки, маленькие дворы, ремесленные мастерские, шумные и яркие восточные базары.
А.Д. Кудрявцев, подробно и глубоко изучивший историю развития города, описывает эволюцию его планировочный схемы.
В У1-УН вв. Дербент превратился в крупный восточный раннесредневековый город с территорией около 27 га [285, с. 22] (табл. 1.7).
Вхождение города в состав Арабского халифата в первой четверти VIII в. и обширная строительная деятельность способствовали распространению приемов арабской архитектуры как в планировке застройки, так и строительстве зданий сооружений. В IX в. к власти в Дербенте пришла местная династия Хашимитов, и город стал крупным феодальным владением Кавказа [285, с. 26, 27].
К X в. Дербент предстает как крупнейший город Кавказа, превосходящий такие известные центры, как Тифлис и Ардебиль, и в этот период полностью обживается вся территория города внутри стен площадью свыше 150 га [286, с. 143]. Площади средневековых городов: Дамаска (105 га), Иерусалима (100 га), Пизы (114 га), Флоренции (105 га), Гента (80 га), Брюгге (80 га) - были тогда значительно меньше города Дербента [286, с. 147]. Лишь развиваясь, города “всемирного значения, такие как Венеция, Флоренция, Брюгге” в средние века обладают территорией в 300-400 га. Крупные города занимали площадь до 40-60 га [64, с. 134], что дает основания Дербент отнести к крупным, даже крупнейшим городам средневековья.