Ви є тут

Архитектура Казахстана XX века : Развитие формообразования

Автор: 
Самойлов Константин Иванович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
274869
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Том 1.
ВВЕДЕНИЕ............................................................ 5
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ АРХИТЕКТУРНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
1.1. Территориальные природно-климатические условия................ 22
1.2. Исторический контекст развития древней и средневековой архитеетуры........................................................ 24
1.3. Архитектура Древности и Средневековья......................... 27
1.4. Архитектурно-художественные формы Древности и
Средневековья...................................................... 42
Выводы по главе 1.................................................. 45
Глава 2. АРХИТЕКТУРА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
2.1. Условия развития архитектуры в XIX - начале XX века........... 48
2.2. Архитектура XIX века.......................................... 51
2.3. Архитектура начала XX века.................................... 81
2.4. Архитектурно-художественные формы XIX - начала XX века 114
Выводы по главе 2................................................. 121
Глава 3. АРХИТЕКТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
3.1. Условия развития архитектуры в первой половине XX века 123
3.2. Архитектура 1920-х - первой половины 1930-х годов............ 128
3.3. Архитектура второй половины 1930-х - начала 1940-х годов 142
3.4. Архитектура середины 1940-х - середины 1950-х годов.......... 191
3.5. Архитектурно-художественные формы первой половины XX века 266 Выводы по главе 3................................................. 276
3
Глава 4. АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
4.1. Условия развития архитектуры во второй половине XX века 280
4.2. Архитектура конца 1950-х - 1960-х годов...................... 286
4.3. Архитектура 1970-х - 1980-х годов............................ 343
4.4. Архитектурно-художественные формы второй половины XX века 465 Выводы по главе 4................................................. 474
Глава 5. АРХИТЕКТУРА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
5.1. Условия развития архитектуры в конце XX - начале XXI века 477
5.2. Архитектура конца XX века.................................... 483
5.3. Архитектура первых лет XXI века.............................. 562
5.4. Градостроительные комплексы Астаны
как отражение тенденций архитектуры рубежа веков ................. 629
5.5. Архитектурно-художественные формы
конца XX - начала XXI века........................................ 639
Выводы по главе 5................................................. 645
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 648
Библиографический список использованной литературы ............... 681
Словарь терминов.................................................. 752
139
опоясывающие выступы фиксируют низ и верх оконных проёмов второго этажа, и низ высокого парапета. Спаренные пилястры между горизонтальными выступами усложняют пластику поясов размещения оконных проёмов. А угловая четырёхэтажная часть дома интересна появлением плоской своеобразной капители венчания сквозных угловых и рядовых пилястр. Она также выделена выступающим пояском.
Значительно более активно расчленение стен с помощью пилястр и лопаток просматривается в здании рабочего клуба в г. Усть-Каменогорске и особенно - Доме культуры по ул. Толе би в г. Алматы (1933-1936 гг., арх. Е.Фомичев, Е.Цейтц). Здесь чётко выделен выступающий своего рода двухбашенный портал главного входа, в неглубоких нишах которого на высоких постаментах размещены одиночные скульптуры рабочего и колхозницы. Верхняя часть постаментов украшена узорчатым поясом: под скульптурой рабочего - из зубчатых колёс, осей и т.п., а под скульптурой колхозницы - из серпов и снопов колосьев. На фризе над этими нишами расположены львиные маскароны. Значительно более сложным профилем решен и карниз. Упрощённый, но, тем не менее, чётко выделенный антаблемент, превратил лопатки в пилястры, а заглублённые окна получили акцентированную подоконную часть. Причём подоконная плита окон первого этажа опирается на двухчастные уступчатые кронштейны. Кроме того, дополнительный вход в здание выделен четырехколонным портиком с квадратными безкал ительн ым и колоннами, идентичными пилястрам основного объёма (рис. 91).
Угловой Г-образный в плане трёхэтажный «Дом наркоматов» по ул. Панфилова (1933-1935 гг.) также имеет фризовый и парапетный выступающие пояса. Сквозные спаренные пилястры выделяют простенки второго и третьего этажей. Скруглённый угол дополнен балконами с глухим ограждением. Фризовая часть решена гладко без членений. Спрямлённым углом, идущими до парапета пилястрами, заглублённым поясом в уровне междуэтажного перекрытия и большими, почти во всё межпилястровое
140
пространство, оконными проёмами на обоих этажах характерен облик административного здания по ул. Айтеке би.
Также спрямленный угол, однако, с ярко выраженной ярусностью композиции, характерен для жилого двухэтажного дома по ул. Карасай батыра. Здесь заглублённый центральный объём лестничной клетки дополнительно выделен сгруппированными по вертикали в своего рода витражи низкими прямоугольными окнами с тонкими перемычками. Выступающие боковые объёмы формируют двухбашенный портал с квадратными окнами жилых этажей и прямоугольными окнами аттика. Они обрамлены простыми наличниками, а развитые уступчатые пояса вычленяют фриза и образуют парапет. Лестничные клетки боковых корпусов выделены выступающими объёмами.
Доминирующими в композиции объёмами надкрыльцовых трёхчастных аттиков характерно административно-жилое одноэтажное здание по ул. Богенбай батыра, в котором пилястры занимают весь простенок, аттиковые окна имеют квадратную и шестиугольную форму, а фриз оригинально расчленён. Значительно менее пластически активно, но акцентированно-подчеркнутый рядом модульонов между сгруппированными у лестничных клеток и угловыми пилястрами, выделен аттиковый этаж в жилом двухэтажном доме по ул. Джамбула. Здание примечательно и появившимися сложно-профильными наличниками, а также мелко-рустованной поверхностью стены.
Распространённое пластическое акцентирование вертикальных членений в виде пилястр, лопаток, подоконных ниш или выступов дополняется их выделением белым цветом на сером, жёлтом или оранжевом фоне. Интересный пример демонстрирует четырёхэтажное здание школы №1 в г. Астане (1932-1933 гг.), где главный вход выделен полуцилиндрическим объёмом с балконами и гладкими стенами, а примыкающие блоки имеют мелко-коннелюрованные пилястры, группирующие в поэтажные тройки разно-размерные большие окна. Пластически активно решен и высокий