Ви є тут

Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города : На материале города Альметьевска Республики Татарстан

Автор: 
Иванова Эльвира Абдулбариевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275043
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ............................................ 14
1.1. Социальные ценности и ценностные ориентации как предмет социологического исследования....... 14
1.2. Этнический компонент структуры ценностей полиэт-ничного общества.............................. 39
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ НОВОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПОЛИЭТНИЧНОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА................... 67
2.1. Провинциальный город в иолиэгничном социокультурном пространстве.............................. 67
2.2. Этническая специфика социальных ориентаций провинциального городского населения в трансформирующемся обществе...................................... 93
2.3. Этнопоколенческая детерминация иерархизации ценностных ориентаций провинциального городского населения 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 147
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................ 171
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Постсоветское российское общество отличается пространственным и культурным разнообразием. Трудности первого десятилетия социальных преобразований после распада СССР, начавшаяся социальная поляризация общества, спонтанные ми фации населения были отягчены межгосударственными и локальными этно-политическими конфликтами, ставшими препятствием на пути решения насущных социальных проблем. Трансформация постсоветского российского общества сопряжена с идеологической дезориентацией, аномией в общественном сознании, кризисом идентичностей, конфликтом прежних, советских, и зарождающихся новых ценностей либерального типа. Смена политических и социальных ориентиров, становление новой структуры социальных ценностей вызвали возвращение религии в общественную жизнь и соответственно - реанимацию этнорелигиозных традиций, обычаев, эт-нонормативной культуры, расширение общественных функций этноязыка.
Актуализация этнических ценностей в трансформирующемся поли-этничном обществе - противоречивый процесс, требующий анализа на стыке наук (социологии, социальной философии, социальной психологии, этнополитологии, этноконфликтологии). Сложность протекания указанных процессов в постсоветском полиэтничном российском обществе определяется рядом социальных факторов. Сказались негативные последствия длительно осуществлявшейся советской этнополитики, основывавшейся на игнорировании этнического фактора в жизни полиэтничного общества, стратегически ориентировавшейся на унификацию, интернационализацию общественной жизни, на преувеличение роли социального и умаление значимости этнического фактора в жизни народов. В результате проводившейся политики обозначенной модели у части общества сформировалось ценностное сознание, в котором этнические ценности оказались невостребованными.
вать уровень приобщенности людей к своим этнокультурным ценностям, на основе «отнесения» последних к действительным (а не провозглашаемым) ценностям1.
В структуре человеческих действий Вебер выделял аффекты (эмоции), традиции, ценности и цели, полагая, что ценности не только делают осмысленными человеческие действия и мотивируют их, но и служат их фундаментальными нормами2. Общество является одновременно и объектом восприятия ценностей, и субъектом, создающим и способным навязывать определенные ценности индивидам. Невозможно заставить человека признать ценность «ценностью», если сам человек не признает ее за таковую. Человек может выбирать ценности, несовместимые с нормами, значимыми для других людей. Данные положения М. Вебера позволяют объяснять специфику формирования и «поддержания» этнически мотивированных ценностных ориентаций индивидов.
Другой подход к обоснованию природы и форм существования ценностей изложен Э. Дюркгеймом. Источниками ценностей Э. Дюркгейм считал идеалы, возникающие в процессе практической деятельности в виде представлений человека о том, что еще не существует в действительности. То или иное явление становится ценностью лишь тогда, когда оно соответствует воплощенному в нем идеалу или выражает идеал3. Идеалы исторически детерминированы, меняются с изменением социальных групп. Воплощенные в произведениях культуры, ценности становятся наглядными - их «можно всем увидеть, всем понять, всем представить», они ведут к
1 Концепция ценности, суждения М. Вебера о «ценности» и «отнесении к ценности» использовалась в качестве методологической базы монографического исследования о ценностной мотивации этнического конфликта Хамзиной Г.Р. - См.: Хамзина Г.Р. Ценностная мотивация этнического конфликта. - Казань, 1999.
2 См.: Вебер М. Основные социологические понятия / Избранные произведения. - М., 1990. - С. 625-630.
3 См.: Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. - М, 1995. - С. 294.
действиям по изменению общества, созданию новых ценностей1, то есть смена системы ценностей является закономерным процессом их развития2.
В период социальных потрясений, кризисов, как отмечал Дюркгейм, возникают новые идеалы, которые люди стремятся осуществить. При этом совокупность коллективных идеалов, составляющих «душу» общества, становятся движущей силой изменения общества, за которой стоят реальные силы социальных групп3. Идеалы могут «преображать реальность»4. Коллективные идеалы или представления, формируясь на основе кооперации и солидарности людей, связывают поколения, удерживая общество от аномии5. Аномией Э. Дюркгейм называл несогласованность общественных функций, моральный кризис, при котором на базе общественных потрясений нарушается система нормативной регуляции индивидуальных потребностей и страстей, что приводит к утрате личностью чувства принадлежности к группе; состояние дезинтеграции общества и индивида, возникающее в ситуации ослабления обществом контроля над индивидом, что приводит к моральному вакууму, когда старые нормы и ценности уже не выполняют своей роли, а новые еще не утвердились6.
Концепция аномии Дюркгейма не исчерпала своих методологических возможностей в анализе: 1) динамики ценностных ориентаций переходного российского общества, 2) факторов дифференциации социальных установок различных групп населения, 3) внутригрупповых различий в ценностных ориентациях (например, внутриэтнических различий, когда одни представители этноса придерживаются ценностей этнической культуры, а другие не считают их актуальными для себя). Э. Дюркгейм, рассматривая общество как социальный факт, относил к последнему способы мышления, деятельности и чувствования, которые существуют вне инди-
1 См.: Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. - М, 1995. - С. 301-302.
2 Там же.-С. 297.
3 Там же. - С. 299-300.
4 Там же. - С. 303.
5 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод Социологии. - М., 1991. - С. 80.
6 См.: История социологии в Западной Европе и США. - М., 2001. - С. 171.