Ви є тут

Система социальной защиты населения в современных условиях: региональный аспект : На материалах Республики Бурятия

Автор: 
Ефимов Степан Гаврилович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275288
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение........................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования функционирования системы социальной защиты населения в условиях общества переходного периода.........................17
1.1.Понятие социальной защиты населения.........................17
1.2.Регион как территориальная основа организации
социальной защиты населения.....................................38
1.3.Социально-экономическое развитие региона - необходимое
условие социальной защиты граждан...............................50
Глава II. Особенности региональной системы социальной защиты населения в контексте необходимости
ее реформирования...............................................76
2.1. Региональные особенности системы
социальной защиты населения.....................................76
2.2. Показатели эффективности социальной защиты населения
в условиях конкретного региона..................................89
2.3. Пути совершенствования региональной системы
социальной защиты населения....................................110
Заключение....................................................135
Литература....................................................140
Приложения....................................................150
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью повышения эффективности социальной защиты населения и разработки ее региональной модели как составного элемента единой социальной политики российского государства.
С конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. осуществляется переход нашей страны к созданию рыночных отношений. Этот процесс затянулся на долгие годы, хотя некоторые этапы были форсированными (например, приватизация и либерализация цен). За последние 10-15 лет в России произошли коренные изменения, коснувшиеся почти каждого из ее граждан. Переход экономики страны к рыночным отношениям не сопровождался усилением внимания к социальным последствиям такого перехода. Именно игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к значительному падению реальных доходов населения, резкому имущественному расслоению общества.
Уже в середине 90-х гг. XX в. кризис существующей системы социальной защиты населения был признан одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации.1 В национальных интересах России -исключить бедность как социальное явление из жизни российского общества. Однако попытки решить проблему бедности за счет введения фиксированных доплат к пенсиям и зарплатам без учета доходов семьи не привели к желаемому результату. В серьезном реформировании нуждается вся социальная сфера и, прежде всего, социальная защита населения.
Недостаток существующих институтов социальной защиты населения в том, что ими объективно порождается иждивенчество. Государство как основной институт власти не смогло создать условий (экономических,
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17.12.97, №1300// «Российская газета» от 26.12.97.
оказание помощи гражданам с низкими доходами. Может выражаться в денежной или натуральной форме (одежда, продукты и т.п.), а также в виде услуг или льгот и преимуществ разового характера с целью выведения человека из трудной жизненной ситуации. Социальная поддержка является элементом, структурной составляющей социальной помощи, которая, в свою очередь, бывает двух видов: в виде социальных услуг и в виде оказания материальной помощи (денежной, вещевой, продуктовой), которая оказывается на протяжении определенного отрезка времени, либо постоянно. Также близость понятий определяется тем, что и система социального обеспечения, и система социальной защиты населения включают в себя сеть стационарных учреждений, медико-социальную экспертизу, службу занятости, пенсионное обеспечение, службу по вопросам условий и охраны труда.
4. Определены критерии эффективности работы органов труда и социального развития, что позволяет рассчитывать эффективность работы органов труда и социального развития с учетом возможного увеличения числа малообеспеченных граждан, получающих помощь в результате работы органов социальной защиты населения.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные при разработке модели государственной региональной системы социальной защиты населения результаты могут быть использованы:
- структурами государственных органов власти для разработки нормативно-правовых актов в области социальной защиты населения;
- региональными и муниципальными органами исполнительной власти для совершенствования существующих структур социальной защиты и организации их практической деятельности по социальной защите населения;
- региональными и муниципальными органами социальной защиты населения для определения эффективности своей работы;
- ВУЗами для разработки спецкурсов, проведения практических занятий и семинаров в процессе подготовки и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих, специалистов по социальной работе.
/ Апробация работы. Работа обсуждена на заседаниях кафедры философии и кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета и рекомендована к защите. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании,
А
нашли свое отражение в научных публикациях автора, а также в докладах на научных конференциях: «Проблемы детства в Бурятии: состояние и перспективы» (Улан-Удэ, июнь 1996 г.); «L’évolution des fonctions publigues» (Брюссель, октябрь 2000 г.); «Социальное развитие и социальная защита семьи, женщин и детей» (Улан-Удэ, август 2002 г.); «Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность» (Саратов, ноябрь 2002 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.