Ви є тут

Религия как фактор социокультурной социализации в современной России : На примере старообрядческой общины г. Самара

Автор: 
Черныш Юлия Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276183
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
Глава 1. Методологические аспекты исследования процессов
социализации личности....................................... 16
§ 1. Основные концептуальные подходы к пониманию
процессов социализации......................................16
§ 2. Религия как институт социализации.......................... 35
Глава 2. Специфика воздействия религии на социальные и духовнонравственные процессы в российском обществе..........................56
§ 1. Причины активизации религии в современной России..........56
§ 2. Взаимосвязь религии с другими социальными институтами ... 66
§ 3. Религия и проблемы социальной адаптации................. 91.
Глава 3. Место и роль старообрядчества в процессах
социокультурной социализации............................... 110
§ 1. Особенности существования религиозной старообрядческой
культуры в современном российском обществе............... 110
§ 2. Влияние старообрядчества на социальные установки и
повседневное поведение прихожан...........................126
Заключение..........................................................145
Библиография........................................................150
Приложение........................................................ 160
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Радикальная трансформация политической и социально-экономической структуры российского общества привела к ослаблению социализирующей функции базовых социальных институтов. В то же время совокупность целого ряда причин усилила роль такого института, как религия. В любом обществе религия как часть культуры является одним из социализирующих факторов. Однако в современной России у нее, безусловно, есть своя специфика. Состоит она в том, что за последнее десятилетие данный социальный институт из «пережитка прошлого» и фактора негативной социализации, с которым нужно бороться, превратился в официально одобряемый и рассматриваемый как один из основных источников российской духовности. Среди проблем российского общества, обусловленных масштабным реформированием, особенно острыми являются деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и сложность становления новой системы социального контроля. Наличие проблемы бездуховности, снижение нравственного уровня, рост негативных тен-
3
денций вынуждает общество искать новые способы их решения. Одним из возможных путей является повышение уровня религиозности в обществе за счет усиления социальной и духоЕно-нравственной роли религии. Однако возможные последствия активизации роли религии остаются малоизученными. В российском обществе религиозные традиции в свое время были искусственно прерваны, и во многом также искусственно они возрождаются сейчас. Иными словами, нарушена преемственность в передаче и усвоении религиозных взглядов, духовных ценностей и «воцерковленного» образа жизни. Возникает вопрос: как «приживутся» религиозные компоненты в современных условиях, и какие это будет иметь последствия? Не будут ли слишком масштабными деструктивные проявления религиозной жизни?
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развивать духовно-нравствешгую сферу путем усиления роли религии и незнанием по-
Практическая значимость исследования
Практическая значимость результатов исследования определяется потребностью в анализе сложившейся сегодня кризисной ситуации с функционированием базовых институтов социализации. Знание различных аспектов и последствий взаимодействия религиозной системы и базовых социальных институтов позволит проводить более целенаправленную политику в области государственно-религиозных отношений.
Информация и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при дальнейшей разработке религиозной проблематики. Содержащийся в работе фактический материал представляет несомненную ценность для работ, так или иначе касающихся изучения современного состояния старообрядчества. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в учебные программы по дисциплинами «Религиоведение», «Социология религии», «Социология культуры», «Социология духовной жизни», «Общая социология».
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертации излагались в научных статьях и докладывались на конференциях различного уровня, в частности, на международной Интернет-конференции «Научные исследования и их практическое применение». Материалы диссертационного исследования обсуждались на семинаре слушателей кафедры социологии и политологии ИППК МГУ им. М.В.Ломоносова. Отдельные материалы диссертации используются в рамках учебного курса «Общая социология» при чтении лекций «Социализация личности» и «Религия как социальная подсистема общества».
Структура диссертации. Работа состоит из 3 глав, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1. Методологические аспекты исследования процессов
социализации личности
§ 1. Основные концептуальные подходы к пониманию процессов социализации
Теория социализации может рассматриваться как совокупность теоретических концепций, изучающих закономерности усвоения индивидами социального опыта, в ходе которого формируется личность. Прежде всего, нужно отметить, что на сегодняшний день термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Рассмотрением этого процесса занимается и психология, и социальная психология, и социология. В зависимости от исследовательской задачи внимание акцентируется на той или иной стороне социализационного процесса: целях, этапах, механизмах осуществления, агентах и институтах, характерных особенностях. Соответственно, именно угол зрения на проблему определяет и способы описания данного процесса, и методы анализа и объяснения его последствий.
Считается, что истоки современной теории социализации восходят к работам французского социолога Г.Тарда, первым попытавшегося описать процесс усвоения норм через социальное взаимодействие. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель-ученик», воспроизводящееся на разных уровнях, провозгласил типовым социальным отношением. В 20 веке в западной социологии утвердилось понимание социализации как той части процесса становления, в ходе которого формируются наиболее общие черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности и регулируемые ролевой структурой общества. Уже у Э.Дюркгейма в работе «Социология образования» читаем: «Воспитание - это воздействие, оказываемое старшими поколениями на младшие поколения, которые еще не созрели для общественной жизни. Цель воспитания состоит в создании и развитии у ребенка определенного набора физических, интеллектуальных и нравственных