Ви є тут

Полиэтнический социум региона как объект социологического анализа : На примере Республики Мордовия

Автор: 
Трафимова Галина Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
277345
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
С.
ВВЕДЕНИЕ..............................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................18
1.1. Основные исследовательские подходы к изучению этносоциальных процессов....................................18
1.2. Социологический анализ проблем полиэтнического социума 47
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ..............................................79
2.1. Специфика проявления этнокультурного сознания в полиэтническом социуме................................79
2.2. Межрегиональные миграционные процессы и их этносоциальная составляющая.........................................113
2.3. Региональная национальная политика как фактор регулирования этносоциальных процессов.............................146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................180
БИБЛИОГРАФИЯ.........................................184
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.........................................202
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.........................................227
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.........................................232
ВВЕДЕНИЕ.
Современные этнополитические и этнокультурные тенденции вызывают постоянные изменения в понимании национальных процессов. Несмотря на логику процессов глобализации, этничность продолжает оставаться существенной характеристикой современного общества. Возрастающее осознание общественной значимости этнического фактора является условием, способствующим повышению научной актуальности этой тематики.
По мнению большинства исследователей, «этнический фактор в России вышел на первый план общественной жизни»1. Использование этнической риторики, аппеляция к этнической солидарности оказываются на постсоветском пространстве важнейшими средствами для мобилизации людей на совместные действия. Это означает, что социальная трансформация, переживаемая российским обществом в целом, равно как и составляющие этого сложнейшего процесса, не могут быть поняты вне контекста межэтнических отношений и влияющих на них факторов. Радикальная этнизация пространства бывшего СССР заставляет по-новому относиться к изучению закономерностей развития этнических процессов.
В связи с этим не удивительно, что межэтнические отношения в последнее время находятся в центре исследовательских интересов отечественных ученых. Особенно значимыми такие исследования
становятся для практики регулирования этносоциальных процессов в полиэтническом регионе.
Большинство исследований по проблеме межэтнических отношений обращены к развитым формам мобилизации этнических групп, к ситуации начавшегося межэтнического конфликта. Но именно спокойные,
1 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России, М., 1997, с. 3.
22
Конструктивисты рассматривают этничность как ситуативный, нередко «навязанный» феномен.
Конструктивизм - это общая парадигма социальных наук, ставшая особенно популярной в отечественной науке в последнее десятилетие. В рамках конструктивистской традиции наиболее распространенное определение этничности заключается в понимании ес как созданной индивидом или группами общности с целью объединения людей для выполнения каких-либо задач и достижения общих результатов. Понятие «конструирование» подчеркивает социальный, а не природный характер происхождения и воспроизводства этноса. В этом случае этническая идентичность становится результатом стратегического выбора индивида с целью достижения рациональных экономических и социальных преимуществ. В связи с этим содержание этнической идентичности может ПОСТОЯ НПО меняться. М. Бэнкс называет такое понимание «этничность в голове». Согласно конструктивистскому подходу, этнос - есть результат исторически длительного процесса социального конструирования этнической структуры самими людьми. (63, с. 198). Широкое распространение конструктивизма связывают с именами Э. Геллнера, Б.Андерсона, Э.Хобсбаума. Геллнер свои взгляды на проблему этничности сводит к объяснению политики национализма. В его работах речь в основном идет о нации-гражданстве. Если рассматривать нацию в социокультурном аспекте, тогда идея нации будет воплощена в двух выдвинутых Геллнером положениях:
1. Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, способов поведения и общения.
2. Два человека принадлежат к одной нации лишь в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации делает человек; нации - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Обычная группа людей становится нацией, если
23
и когда члены группы признают общие права и обязанности по отношению к друг другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает нацию, а не другие общие качества, какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех, стоящих вне ее (35, с.35).
Нация интерпретируется конструктивизмом как политическая категория: сообщество индивидов, которых помимо общей культуры, взаимо-одобрения связывает еще и общее гражданство. По поскольку гражданская принадлежность целиком и полностью зависит от субъективной воли и желания индивида, постольку и нация понимается как некий воображаемый конструкт, как результат интеллектуальных усилий творческой и интеллектуальной элиты общества.
Б.Андерсон рассматривает нацию «как культурный артефакт особого рода» (191, с. 13), чтобы понять который, необходимо тщательно рассмотреть обстоятельства его исторического возникновения, изменение его значений в течение времени и причины его влияния в наше время. Однажды созданные, эти артефакты стали своеобразными моделями, которые могли быть трансформированы, с различной степенью осознания, в многообразные социальные контексты, сливаясь со столь же многообразными политическими и идеологическими факторами. Знаменитым стало следующее определение нации Андерсоном: «нация - это воображаемая политическая общность, причем воображаемая как необходимо ограниченная и суверенная» (191, с.15). По мнению Андерсона, любая общность, если она не основана на непосредственных межличностных контактах, воображаема, и что разные общности подобного рода различаются способами, которыми они воображаются.
В отечественных социальных науках конструктивистская парадигма изучения этнических общностей и наций получает популярность в 1990-е годы во многом благодаря научной деятельности директора Института эт-