Содержание
ВВЕДЕНИЕ..............................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВСЛЕДСТВИЕ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ................................12
1.1. Теоретические основы социологического анализа социальной поддержки лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие техногенных катастроф...................12
1.2. Методология и методика исследования социальной поддержки лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и проживающих в Алтайском крае.....................................41
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ И ПРОЖИВАЮЩИХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ.........................55
2.1. Нормативно-правовые и организационно-технологические основы формирования системы социальной поддержки лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и проживающих в Алтайском крае.....................................55
2.2. Социальная поддержка лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и проживающих в Алтайском крае, в оценках экспертов и населения..........................................78
. 2.3. Основные принципы формирования модели социальной поддержки лиц, проживающих в Алтайском крае и подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
ПОЛИГОНЕ...........................................106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................125
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................133
ПРИЛОЖЕНИЕ!....................................... 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................170
ПРИЛОЖЕНИЕ 3........................................172
2
Введение
Актуальность темы исследования. Российское общество пережило с начала 1990-х гг. кардинальные трансформации, которые привели к тому, что прежние институты социальной политики оказались неэффективными. Вследствие этого резко возросла роль государства в области социальной защиты населения. Объемы и темпы роста социальных обязательств государства перед гражданами стали заметно опережать его финансовые возможности, что обусловило системный кризис социальной защиты различных групп населения, но прежде всего тех, кто в большей мере нуждается в социальной поддержке. К ним, в частности, относятся инвалиды, пенсионеры, лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие техногенных катастроф, и другие.
В соответствии с этим необходимо совершенствование системы социальной поддержки разных категорий населения, в том числе лиц, пострадавших в результате техногенных катастроф.
. Испытание ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (как один из типов техногенных катастроф) стало причиной комплекса природных и социальных проблем, потребовавших решения на федеральном и региональном уровнях. Так, испытания на Семипалатинском полигоне в 1949-1962 гг. обусловили радиационное воздействие на население Алтайского края, что привело к возникновению в регионе кризисной социоэкологической ситуации, которая не устранена и к настоящему времени.
Проблема ликвидации последствий воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на население Алтайского края решалась программно-целевыми методами, определенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 г. №428 «О мерах по оздоровлению населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний». В соответствии с этим постановлением Алтайскому краю был присвоен статус региона экологического неблагополучия (РЭН).
Несмотря на предпринятые меры по реализации Федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до
3
составила 3,5 млн га, а лесов - более 1 млн га. В настоящее время по-прежнему сохраняется реальная угроза долгосрочного заражения Днепра, который является основным источником водоснабжения более 35 млн жителей Украины. Всего в результате катастрофы пострадало около 3,5 млн жителей Украины, которых впоследствии пришлось взять на государственное обеспечение, причем в их числе более 1 млн детей, более 75 тыс. чел. стали инвалидами. Но реальный рост заболеваемости и ухудшение состояния населения, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС, с годами проявляются все сильнее.
Масштабы этой катастрофы для Российской Федерации выглядят следующим образом. Более 350 тыс. граждан России принимало участие в операциях по очистке и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 40 тыс. из них после этого стали инвалидами. Более 50 тыс. чел. стали вынужденными переселенцами. На зараженных территориях Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей России по-прежнему живет более 1,8 млн чел., в том числе 300 тыс. детей. Более 20 тыс. га пахотных земель и более 60 тыс. га лесов выведены из хозяйственного оборота. Заболеваемость раком щитовидной железы у населения, проживающего на этих территориях, начала возрастать через 5 лет после аварии и продолжает увеличиваться в настоящее время, опережая прогнозы ученых. Исследователи все чаще говорят о том, что последствия радиоактивного облучения могут обнаруживаться через весьма длительное время. Так, большинство видов рака, в том числе и щитовидной железы, обычно диагностируются как минимум через 10 лет после облучения, а для появления выраженных симптомов может потребоваться еще 15-20 лет.
2. Испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949— 1962 гг. обусловили радиационное воздействие на население Алтайского края, последствия которого не устранены к настоящему времени, а во многих случаях продолжают углубляться, что зависит от ряда факторов (см.: [74; 76; 79]).
17
многих случаях продолжают углубляться, что зависит от ряда факторов (см.: [Ошибка! Источник ссылки не найден.; 74; 76; 79]).
Социально-экологическая ситуация в Алтайском крае обладает рядом особенностей по сравнению с другими регионами экологического неблагополучия:
во-первых, по своему происхождению она является как антропогенной, так и техногенной;
- во-вторых, она распространяется не только на природную, но и на социальную среду.
В ходе диссертационного исследования было установлено, что в большинстве исследований о социальной поддержке лиц, пострадавших от радиационного облучения, применяются подходы в медико-биологическом или нормативно-правовом направлении.
Для исследований, основанных на медико-биологическом подходе, характерно рассмотрение социальной поддержки лиц, пострадавших от радиационного облучения в результате техногенных катастроф, с точки зрения медицинской реабилитации. И в связи с этим в первую очередь речь идет о современной медицинской аппаратуре, лекарствах для реабилитационных центров, в которых лечатся «ликвидаторы» и пострадавшие местные жители, помощи в проведении диагностики расстройств щитовидной железы и т.п. [74].
1В ходе диссертационного исследования было выявлено, что в условиях глобализации, трансформации жизнедеятельности людей, пострадавших от радиационного облучения в результате техногенных катастроф, нельзя ограничиваться медико-биологическим подходом к социальной поддержке таких лиц.
В исследованиях, основанных на нормативно-правовом подходе,
характерным является рассмотрение социальной поддержки лиц,
пострадавших от радиационного облучения в результате техногенных
катастроф, с точки зрения жесткой «привязки» этой поддержки с • \ ,
18
- Київ+380960830922