Ви є тут

Эффективность функционирования современных общественных молодежных организаций Астраханской области : социологический анализ

Автор: 
Сердалиева Диана Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278544
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ..............................14
1.1. Общественные молодежные организации как объект социологического анализа.............................................14
1.11. Особенности становления молодежных организаций
в современном обществе..............................54
ГЛАВА II. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ................................80
ПЛ. Особенности и специфика деятельности общественных молодежных организаций..............................80
11.11. Факторы эффективности и направления оптимизации деятельности общественных молодежных организации в Астраханской области...............................110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................145
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.....................................168
ПРИЛОЖЕНИЕ №2......................................173
ПРИЛОЖЕНИЕ №3......................................175
11РИЛОЖЕН И Е № 4..................................176
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В связи с процессом трансформации российского общества общественные молодежные организации переживают новый этап становления, постепенно институционализируются, складываясь в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Развитие молодежных организаций в современных условиях можно охарактеризовать как неустойчивое, меняющееся быстрыми темпами. Они осуществляют свою общественную деятельность, опираясь па новые ориентиры, ищут более эффективные формы взаимодействия с молодежью, государственной властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой.
Особое влияние на развитие институтов гражданского общества и молодежных инициатив в России играют общественные молодежные организации, которые не только являются субъектами социальной политики и представляют интересы различных групп молодежи, но и осуществляют приоритетную деятельность по реализации «государственного заказа». В этом случае организации и движения служат одним из эффективных инструментов воспитания и контроля молодого поколения. В последние годы резко увеличивается количество «искусственных», конъюнктурных организаций, создаваемых «сверху» (государственной властью) или «со стороны» (экстремистскими организациями, зарубежными фондами, коммерческими структурами). Поэтому на современном этапе трансформации отечественного социума особую значимость приобретает вопрос о важнейших факторах формирования и эффективности функционирования общественных молодежных организаций и их доминирующих социальных функциях.
С точки зрения эффективности функционирования российских молодежных организаций важным представляется анализ форм их взаимодействий в условиях возрастающей конкуренции за доступ к различным
сегодняшний день сформировалось в России, заставляет молодых людей, по выражению Ю. А. Зубок (руководителя Центра социологии молодежи ИС РАН), заниматься «индивидуальным продюсерским проектом»1, надеясь только на собственные силы и ресурсы.
Представления о молодежи как о единой социальной группе в современных условиях становятся все менее обоснованными. Внутри этой генерационной общности усиливаются различия не только по формальным признакам (уровню образования, роду деятельности, доходам), но также и на уровне ценностного отношения к действительности. Для описания этого процесса исследователи используют понятие «стилевые стратегии», которое основано на утверждении многообразия молодежных субъектностей: «То, к чему стремятся молодые люди в потреблении, во взаимодействии с традиционными, электронными или цифровыми медиа, соотносится с тем, чего они хотят от своей жизни в целом. В досуговой активности, как и во всякой другой, проявляется их понимание смысла жизни, как желаемого,
_ Л
подходящего и доступного успеха и способов его достижения» .
Специфика социализации определяется в настоящее время тем фактом, что в обществе массового потребления молодежь рассматривается как основная группа, на которую ориентируются производители товаров и услуг - она стала олицетворением модных брендов, новых технических достижений, символом времени. Средства массовой информации и реклама провозглашают «культ молодости», призывают старшее поколение «идти в ногу со временем». Формируется своеобразный рынок «молодежности»,
1 Омельченко Е. Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани ХХ-ХХ1 вв.: Дис. д-ра социол. наук. М., 2005. С. 28.
2 Фабиан Р. Социальная обусловленность формирования идентичности современной молодежи //Социальные и гуманитарные науки (реферативный журнал). Сер. II. Социология. М.: ИНИОИ, 1997. № 3.
17
состоящий из множества зрелищных образов и «стирающий» возрастные и культурные различия.
Исследователь Р. Фабиан, рассматривая специфик}' формирования идентичности в современных условиях, говорит о двух типах социализации молодежи. В 1960-е гг. преобладала так называемая «творческая социализация», когда молодое поколение стремилось изменить мир к лучшему с помощью активной совместной деятельности во имя достижении социальной гармонии и справедливости. На сегодняшний день процесс взросления усложняется и фрагментируется, поэтому молодежь становится объектом «потребительской социализации», направленной на обеспечение себя различными ресурсами для достижения успеха. Соответственно, и цели молодежного движения формулируются иначе: не достижение всеобщего професса, а борьба с постоянно возникающими локальными проблемами.
В настоящее время, в силу динамизма общественной жизни, формирование идентичности становится процессом, продолжающимся всю жизнь. Молодые люди не всегда могут опереться на опыт взрослых, поскольку зачастую он не соответствует современным условиям. Большие объемы информации, циркулирующие в обществе, усложняют для личности смысловой поиск: образуется когнитивный вакуум, связанный с отсутствием универсальной интерпретации явлений действительности. В результате индивид самостоятельно конструирует собственную жизнь, экспериментируя среди многообразных культурных потоков.
По мнению ювенологов, современные юноши и девушки не просто «вписываются» в тот или иной стиль жизни - они творчески используют его ресурсы для освобождения от структурных зависимостей и проявления собственной индивидуальности, для самопозиционирования и продвижения в обществе.
Однако доступ к стилистическим ресурсам, с помощью которых можно выйти за рамки предписанного статуса, во многом зависит именно
18