2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................... 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления 27
социальным качеством образования...............................
1.1. Социальное качество образования
как системно-социологическая категория................ 27
1.2. Воспроизводственные процессы социокультурной
среды региона......................................... 59
1.3. Адаптивное управление социальным качеством образования как фактор воспроизводственных
процессов в региональном социуме...................... 78
Глава 2. Социогенетические основания управления
социальным качеством высшего образования в регионе.............. 105
2.1. Социогенетические предпосылки адаптивного управления социальным качеством образования........................... 105
2.2. Организационные изменения и социальная динамика
системы высшего образования ............................ 115
2.3. Адаптивное управление социальным качеством образования (на примере вуза).............................. 136
Глава 3. Качество образования как условие реализации социально-генетических предпосылок качества человека............ 165
3.1. Эволюция представлений об идеале человека
в цивилизационном развитии социума...................... 165
3.2. Социокультурная рефлексия качества человека
в России................................................ 190
3.3. Качество образовательно-воспитательного процесса как средство становления качества человека и позитивного развития регионального социума............................. 210
з
3.4. Регионально-национальный компонент в системе образования как социогенетичсский источник
качества образования.................................... 224
Глава 4. Социокультурная динамика региона как объект влияния управления социальным качеством образования в региональном университете.................................... 246
4.1. Социокультурная динамика и стратегические направления развития региона........................................... 246
4.2. Миссия вуза как корпоративная стратегия управления социальным качеством образования.................... 2В1
4.3. Стратегические направления развития университета
как рефлексия социального качества общества............. 294
4.4. Управленческие инновации обеспечения социального качества образования....................................... 319
Заключение..................................................... 357
Библиографический список....................................... 362
Приложения..................................................... 405
42
педагогическая отрасль знания характеризуется многообразием подходов к определению его сущности, целей и задач. Например, «образование» рассматривается как составная часть процесса развития и социализации личности (М. Л. Галагузова, А. В. Мудрик, В. А. Никитин); как «средство трансляции культуры, овладевая которым, человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать субъективность и преумножать потенциал мировой цивилизации» (В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E. Н. Шиянов) [301; 369-371].
В рамках педагогической антропологии наряду с аналитическим изучением динамики систем педагогических приемов, техник, технологий, традиций, многими исследователями признается, что «... основная составляющая процесса социализации — образование. Исследование социально-исторических корней образовательного процесса приводит к проблеме все более совершенного образа, к которому стремится образовывающийся человек» (Т. Г. Каменская) [185].
Т. Г Каменская определяет «образование» с одной стороны, как переработку, адаптацию, усвоение и приумножение обобщенного опыта, ставшего достоянием социума, с другой стороны, как сугубо индивидуальный способ (метод или форма) самоорганизации индивида в преобразовании себя, но не только в плане расширения интеллектуальных возможностей, в приближении себя к более совершенному образу человека. Если в процессе образования только усваивать и умножать интеллектуальный потенциал или услаждать и наслаждаться творчеством, этого не достаточно для образования. Постоянной целью образования должна быть ориентация на развитие в себе способностей «возрастания к гуманности» (В. фон Гумбольд), обретения мудрости [185]. Б. В.Емельянов и Т. А. Петрушина считают, что первые попытки антропологического осмысления педагогики связаны с именами Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского. Идею человека как предмета воспитания эти русские мыслители связывали с правильным развитием человеческого организма во всей
43
его сложности, поэтому педагогику они обосновывали достижениями естественных наук — анатомии, физиологии, психологии. Это материалистический вариант [149].
Другая антропологическая традиция представлена в русской христианской педагогике. Уже в работах П. Д. Юрксвича «Чтение о воспитании» и «Курс общей педагогики» эти же достижения физиологии, психологии и философии использовались для религиозно-философской интерпретации проблем воспитания и образования. Они должны были подготавливать человека ко всякому благому делу. Воспитывать в нём дух Божий и свободу. Авторы проводят мысль, что христианство по природе своей педагогично: это связано с тем, что Бог для верующего христианина — Отец и Учитель, тот, кто любит и наказует, даёт смысл существования Человека и Истины [149].
Ряд исследователей, выдвигают идеи синтетически-антропологического подхода к изучению развивающейся и целостной природы человека. Понятие личности в рамках этого подхода становится одним из основных, так как в нем соединяются идеи целостности и развития. Представление о человеке как развивающейся и целостной личности приводит к идее также целостного, всестороннего изучения человека, которое должно лежать в основе педагогической деятельности и педагогических теорий. Сторонниками такого подхода и в изучении человеческой природы и в обосновании педагогических воззрений были В. А. Вагнер, Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтерев, П. Ф. Лесгафт [149, с. 78-91].
Проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях. В этой связи можно вспомнить Платона, Аристотеля, Августина, Я. Каменского, Ж. Русско, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования.
Немецкая философия XIX века выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности, ее самосознания, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образования.
- Київ+380960830922