Ви є тут

Особенности развития довузовского профессионального образования: социологический аспект

Автор: 
Рустамова Эльмира Бегляровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294134
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение
Раздел I. Динамика довузовского профессионального образования в условиях традиционного, индустриального и постиндустриального обществ
Раздел 2. Современные тенденции функционирования и развития довузовского профессионального образования Раздел 3. Региональные особенности функционирования и развития довузовского профессионального образования: опыт эмпирического исследования Заключение
Список использованных источников Приложение
Введение
Актуальность темы исследования процессами дифференциации образования. Социокультурное развитие этого социального института свидетельствует о том, что в определенные исторические моменты в обществе на первый план выходят его отдельные институциональные практики - школа, профессиональное образование, непрерывное образование, дистанционное образование и т.д.
Динамика укрепления и расширения объемов профессионального образования свидетельствует, что оно становится базовым фактором формирования общества в условиях индустриальной культуры, каковая воздействует и определяет уровневые параметры развития социума, технологий, промышленного производства, что увеличивает требования, предъявляемые к качеству высококвалифицированной рабочей силы, способной удовлетворить потребности как социума в целом, так и отдельной личности.
В современных условиях профессиональное образование включает в себя четыре основных уровня: начальное, среднее, высшее профессиональное образование, а также послевузовское образование. В последние годы в социологии, теории культуры, экономике, педагогике было представлено множество исследовательских моделей, которые рассматривали процессы изменения высшего профессионального образования в постиндустриальном информационном обществе. Значительно меньше исследований, которые акцентируют свое внимание именно на среднеспециальном и начальном профессиональном образовании. В большей степени это связано с увеличением количества высших учебных заведений как государственного, так и негосударственного типов, которые привлекают в свои стены все больше выпускников общеобразовательных школ, колледжей, ссузов и последние часто рассматриваются не как отдельный уровень системы образования, а подготовительный этап для высшего профессионального образования.
3
институциональных отношений образования, ни институциональных отношений в структуре занятости. Все представления о мире, своем месте в нем человек получал в семье. При переходе от примитивного общества к традиционному возникает следующая стадия - «мастер-подмастерье». Здесь наметился первый решительный шаг к выделению образования из связи поколенных преемственных отношений в передаче социального опыта. В «подмастерья» шли не только для получения новой «несемейной» профессии, но и для приобщения к секретам профессионального мастерства1.
Значительная устойчивость матрицы «мастер-подмастерье» на протяжении практически всего периода развития традиционного общества объясняется, прежде всего, особенностями этого типа социального устройства. По мнению большинства современных социологов (Р. Арона, А. Мендра, Т. Парсонса, У. Ростоу, 11. Штомпки и др.) для традиционного общества характерны следующие черты2:
• экономическая система основана на логике самообеспеченности; производство и потребление не разделяются;
• имеет место конфликт «семья — предприятие», в котором центральную позицию занимает домашняя (семейная) группа;
• локальный коллектив формирует общество взаимопонимания;
• традиции управляют всеми поступками.
Выделение Г. Ленски3 в традиционном обществе общества охотников и собирателей, земледельческих и скотоводческих обществ, а также аграрных обществ, позволяет сделать вывод о том, что матрица социальных взаимодействий «мастер-подмастерье» возникла в условиях повышения сельскохозяйственной производительности труда, когда ремесленник мог в значительной степени освободиться от работы в огороде, в поле и в загоне для скота и всецело посвятить свое время работе в мастерской, не рискуя при
! Основы социологии. Курс лекций / под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1994, с. 124.
2 См.: Смелзер М. Социология. М., 1994; Гидденс Э. Социология. М., 1999; Мендра А. Основы социологии. М., 2000; Штомпка II. Социология. М., 2005 и др.
2 Маснонис Дж. Социология. СПб., 2004. С. 140-144.
16
этом умереть с голода, а земледелец или пастух могли выделить часть произведенной им продукции, чтобы обменять на изделия ремесленника. Как считает В.Ф. Анурин, ссылаясь на произведения Ф. Энгельса, на этом этапе проявило себя «третье великое разделение труда - ремесло отделилось от земледелия»1.
В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс полагает, что в это время возникло «производство непосредственно для обмена - товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не только внутри племени, но уже и с заморскими странами»2. Постепенно наряду с ремесленниками, передача профессионального опыта между которыми представляет собой классическую матрицу взаимодействий «мастер-подмастерье», возникают такие профессиональные группы, как представители религиозных культов, слуги, содержатели постоялых дворов, ростовщики и др., которые также стремились передать основы своего профессионального мастерства детям или ученикам.
Необходимо отметить, что основателями первых формальных образовательных систем стала профессиональная группа служителей религиозных культов, жрецы. Именно жрецы и священнослужители были учителями в школах, которые создавались при храмах и монастырях, где дети из различных социальных групп получали азы знаний. Несмотря на то, что определенная часть передаваемой информации идеологически представляла собой религиозные знания, умения читать, считать и писать могли быть использованы впоследствии и за пределами институциональных отношений религии.
Появление первых школ, прежде всего в 1У-У тысячелетиях до н.э. в Древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока, способствовало формированию ноной институции «учитель-ученик».
1 Анурин В.Ф. Динамическая социология. М., 2003. С.362.
2 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и капитала // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 21. С. 356.
17