СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава I. Социальные основы реализации права ребенка на жизнь и воспитание в семье в современной России.............................20
1.1. Роль семьи в социализации ребенка................:.............20
1.2. Социальные основания реализации государственного института социальной, защиты семьи и детства..................................41
1.3. Институты жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей...........................................................61
ГЛАВА II. Семейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, как приоритетное направление профилактики социального сиротства...........................................................80
2.1. История развития отечественного и зарубежного института замещающего попечения детей, лишившихся заботы родителей............80
2.2. Специфика социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сиротского учреждения......................................92
2.3. Институциональные формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России..........................109
ГЛАВА III. Модель территориальной системы обеспечения права ребенка на семью...........................................................126
3.1. Концептуальные основы формирования системы обеспечения права ребенка на семью...................................................126
3.2. Структура и направления деятельности Комплексного объединения учреждений органа опеки и попечительства...........................140
3.3. Модель службы комплексной подготовки профессиональных . замещающих семей..................................................160
Заключение.........................................................176
Список используемой литературы......................................180
2
Введение
Актуальность темы исследования. Масштабы социального сиротства в современной России беспрецедентно велики и продолжают оставаться одной из наиболее острых социальных проблем. Существующая государственная система социальной защиты семьи и детства не готова в полной мере обеспечить гарантии основных жизненных прав ребенка, основным из которых является его право на жизнь и воспитание в семье, удовлетворить общественно ожидаемую потребность в эффективном воспитании и развитии, интеграции в социум и успешной адаптации в нем детей, в том числе, детей, оставшихся без попечения родителей. Высокие показатели ежегодного выявления детей, по разным причинам,
оказывающихся вне семьи и заботы родителей, нуждающихся в государственной защите; тенденции нарастания социального сиротства в стране актуализируют переосмысление существующих подходов в решении этих проблем, • обусловливают необходимость исследования деятельности социальных институтов, функцией которых является удовлетворение
потребности ребенка в семье и обеспечение реализации его права на семейную социализацию.
Уже более 20 лет Россия находится в режиме перемен.
Демократизация общества, переход к рыночным отношениям отозвались в различных системах нашего государства и общества - социальной, политической, национальной, экономической, законодательной и нравственной. Государственные реформы, начавшиеся в постперестроечный период, «запустили» процессы, обусловившие изменения в жизненных циклах семьи и внутрисемейных отношениях, нормах полового поведения и морали, что напрямую повлияло на развитие воспитания как общенациональной системы, постепенно привело к разрушению базовых институтов защищенного детства. Бедственное положение с семьями и детьми, возникшее в России 90-х годов, приобрело в начале XXI века уже
системы* обеспечения права ребенка на семью и взаимодействия в. ней учреждений различной ведомственной принадлежности по превенции социального сиротства, комплексному социальному • сопровождению процесса- устройства на содержание и воспитание детей, лишившихся родительского попечения, в замещающие семьи разного вида была осуществлена в Василеостровском и Невском районах Санкт-Петербурга. Были также апробированы элементы . мсжпрофсссионалыюго и межведомственного взаимодействия При создании новых направлений деятельности . и объединении ресурсов- (кадровых, финансовых, материальных) в процессе проведения превентивной и реабилитационной работы с. семьей на базе социально-реабилитационных : центров для несовершеннолетних Санкт-Петербурга. Модель Комплексного объединения учреждений органов опеки.и попечительства в организации деятельности по защите прав ребенка на семью -получила ■ положительную оценку специалистов по работе с семьей и детьми и органов социальной защиты населения... •’ • . . " . . '•
Результаты,, полученные в ходе исследования, доложены на IV Международном научном форуме «Государственная, власть и местное самоуправление в России: история и современность», СПб, июль 2006 г.; на Всероссийской конференции «Пути решения проблемы сиротства в России», Москва, . ноябрь 2006 г.; на VI Международном социальном конгрессе: «Глобализация: настоящее и будущее России», Москва, ноябрь 2006 г; на Международной конференции «Международный опыт создания и развития-эффективных видов поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в период их жизнеустройства», Москва, февраль 2008 г. ••
Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работы общим объемом. 1,6 п.л., в том числе Г — в реферируемом издании.
Объем и структура работы. Диссертация изложена на 179 стр; и состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения;, списка использованной литературы.-
• ' ’ ; ' . 19.\ ■ ■
ГЛАВА I. Социальные основы реализации конституционного права ребенка на жизнь и воспитание в семье в современной России
1.1. Роль семьи в социализации ребенка
Проблема удовлетворения потребности ребенка в семье и реализации его права на семейную социализацию изучается нами с точки зрения институционального подхода: исследуется роль социальных институтов в обеспечении права ребенка на жизнь и воспитание в семье. Институт ('}тШиШт - установление, устройство). В социологии это понятие имеет два значения - узкое (название специализированных учреждений, формализованных групповых и индивидуальных взаимодействий) и широкое (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений).
В социализации ребенка, как полноправного члена общества, участвуют такие социальные институты, как образование, наука, искусство, религия. В настоящее время к институтам социализации примыкает институт семьи и признается в социологии базовым в реализации этой функции. Потребность ребенка в семье и его право на семейную социализацию обеспечивают следующие институты социальной системы: семья
(биологическая и замещающая); государство (учреждения законодательной, исполнительной, судебной власти, органы опеки и попечительства и др.), институты жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, как государственного, так и негосударственного секторов (учреждения систем здравоохранения, образования, социальной защиты и др.).
Изучение института семьи’ имеет длинную историю. От Платона до настоящего времени изучается феномен этого социального явления в рамках различных научных подходов и парадигм. В настоящее время, по мнению А.И. Антонова, в социологии семьи выделяется три парадигмы -модернистская, фамилистическая и феминистская [235, с. 504].
20
I
- Київ+380960830922