Ви є тут

Институциализация взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования

Автор: 
Кутейницына Татьяна Григорьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295131
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы анализа взаимодействия рынка труда и профессионального образования 12
Раздел 2. Эволюция институтов и механизмов взаимодействия рынка груда н системы профессионального образования 45
Раздел 3. Опыт создания институииальной модели взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования в Самарской области 79
Заключение 118
Список использованной литературы 129
Приложение № 1 147
Приложение №2 151
Приложение №3 153
Приложение №4 154
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена растущими диспропорциями спроса и предложения рабочих мест на рынке труда. Изменения характера взаимодействия рынка труда и профессионального образования в современной России обусловлены многими факторами: отказ от механизмов распределения выпускников профессиональных учебных заведений, либерализация профессионального образования и трудовых отношений, а также перераспределением занятости в сторону увеличения сервисного сектора. Отмеченные обстоятельства отражаются на всех субъектах, вовлеченных в сферу взаимодействия институтов рынка труда и профессионального образования.
В ситуации, когда подготовленные специалисты не находят соответствующих рабочих мест, система профессионального образования демонстрирует свою неэффективность. А если выпускники регистрируются в органах службы занятости в качестве безработных, государство несет дополнительные бюджетные расходы на выплату пособий, либо на переобучение. Даже в случае успешного трудоустройства, но на рабочее место не соответствующее или ниже полученной квалификации, затраты государства на избыточное образование не оправданы. Помимо материальных издержек система профессионального образования теряет связь с реальной практикой, не получая конкретных сигналов о потребностях рынка труда, в условиях отсутствия сотрудничества с работодателями. Продолжающийся выпуск специалистов, не востребованных на рынке труда, влечет за собой девальвацию имиджа профессионального образования как гаранта трудоустройства и успешной профессиональной самореализации.
Очевидным минусом для' бизнеса является невозможность обеспечить полноценный кадровый ресурс для развития экономики. В большинстве своем работодатели не имеют возможности вкладывать дополнительные средства в обучение или переподготовку работников, ориентированы па найм уже подготовленных в системе профессионального образования специалистов для удов-
3
что социальные приоритеты профессионального образования существуют в контексте рыночных преобразований, делает необходимым также обращение к современным теориям рынка: экологический подход, теория социальных сетей, политико-экономический подход.
В контексте исследования, рынок труда и система профессионального образования рассматриваются как важнейшие социальные институты современного общества, что определяет выбор институциальной парадигмы в качестве основного теоретического подхода. В данном разделе рассматриваются возможности применения институциальной теории для решения исследовательских задач как в рамках теорий «старого» институциализма, так и теорий «новой институциальной экономики/ неоинституциализма».
Рассмотрим предмет нашего исследования - сферу труда и институт профессионального образования согласно классификации научных парадигм Г. Баррела и Г. Моргана [66], которые выделяли следующие основные векторы социологической мысли: функционалистский подход, критический, структурализм. Функционализм определяет образование как социальный институт, ведущей функцией которого является поддержание связи между личностью и обществом ради целостности последнего. Одним из ведущих теоретиков данного направления является Э. Дюркгейм, чьи работы по образованию «Образование и социология» [150], «Моральное образование» и «Эволюция образовательной мысли во Франции» раскрывают практические и .теоретические проблемы данного института. Э. Дюркгейм рассматривает образование как совокупность институтов и практик, которые устанавливаются с течением времени, и основной задачей которых является поддержание стабильности общества. К функциональным свойствам образования относится также1 передача базовых моральных принципов, чувства солидарности и принадлежности к группе [150]. Вопросы взаимодействия института образования с экономической системой общества, и в частности с рынком труда, оставались вне рамок теоретического анализа. Однако его утверждение о том, что школа представляет собой социальный институт, имеющий авторитарную структуру и экономическую за-
14
висимость ог общества [149] позволяет рассматривать социальный институт образования через призму идеи общественного разделения труда, что дает важное для нашего исследования понимание образования как социально детерминированного феномена.
Рынок труда, как сложное социально-экономическое явление, стал предметом множества теоретических и практических исследований, которые охватывают различные стороны его функционирования: экономическая активность населения, занятость и безработица, оплата труда, экономическое поведение, трудовая миграция, дискриминация и внеправовые трудовые практики, скрытая безработица, социальное партнерство и регулирование рынка труда. В зависимости от специфики методологического подхода и объекта исследования трактовки понятия «рынок труда» имеют некоторые различия. В нашей работе мы придерживаемся позиции В. Радаева, описывающего данное понятие в терминах структурного функционализма. Рынок труда рассматривается как механизм, имеющий институциальную структуру и обеспечивающий взаимодействие работника и работодателя в процессе действий, связанных с вовлечением трудоспособного населения в хозяйственную деятельность, сферу оплачиваемой занятости, где объектом взаимодействия выступает ресурс труда [115]. с
Состояние рынка труда отражает общую экономико-социальную ситуацию в стране и конкретных регионах, что в свою очередь зависит от успешности реализации функций институтами рынка труда, поэтому выявление сущностных характеристик и содержание предмета исследования предполагают анализ деятельности ииституциальной структуры рынка труда с точки зрения выполняемых функций. В работах исследователей выделяются различные функции рынка труда: социаяьиая, обеспечивающая достаточный уровень доходов для воспроизводства жизненных сил работников; стимулирующая, которая способствует развитию конкуренции между участниками рынка труда, повышению квалификации и смены профессии; селективная, определяющая выбор рабочей силы согласно спросу и предложению, а также профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы; распределительная функция
15