СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ.........................................14
1.1. Сущность насилия как социального явления.........14
1.2. Насилие в семье: гендерные особенности...........48
Глава 2 ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ.............................................. 80
2.1. Совладающее поведение женщин в ситуации насилия..80
2.2. Протестные действия женщин при семейном насилии.114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................137
2
ВВЕДЕНИЕ
Распространение гуманистических отношений в современном мире существенно повлияло на переоценку социокультурных норм межличностного и межгруппового взаимодействия. Уважение личности человека, толерантность, ориентация на сотрудничество становятся приоритетными целями развития социальных субъектов. В России, как и в других странах, создаются условия для утверждения в повседневной жизни людей принципов и идеалов гуманизма, и в некоторых сферах жизнедеятельности общества уже достигнуты значительные изменения. Однако социальная безопасность личности продолжает оставаться острой общественной проблемой.
В современном обществе присутствуют разные социальные нормы, одни из которых запрещают насилие по отношению к любому человеку, другие - допускают и оправдывают его. С одной стороны, гуманистические представления об отношениях между людьми ведут к утверждению ориентаций на терпимость, уважение личности, необходимость разрешения возникающих конфликтов ненасильственными способами. С другой -сохраняются возникшие на начальных этапах исторического развития социума нормы разрешения спорных ситуаций с помощью разных форм насилия. Оправдывается и в настоящее время использование экономического принуждения в конкурентной борьбе, психологического воздействия в межгрупповом и внутригрупповом взаимодействии, применение некоторых форм насилия в отношении женщин, детей в семье.
Существует также противоречие между нормами, утверждающими равенство мужчин и женщин во всех сферах взаимодействия, включая семейные отношения, и сохраняющимися представлениями о необходимости подчинения жены воле мужа. Присутствующие во многих семьях патриархальные традиции способствуют тому, что женщины нередко оказываются в подчиненном положении, что ведет к возникновению
насилие, основанное на законах, исходящее от государственной власти, всегда оценивалось как справедливое.
История изучения природы насилия имеет длительную традицию. Анализ теоретических подходов, раскрывающих сущность данного явления, показал, что можно выделить два подхода к его определению2. Значительное количество исследований ориентируются на изучение биологической предрасположенности индивида к совершению насильственных действий. В этом случае мы ведем речь о насилии в его узком понимании, когда насилие трактуется как использование физической силы, направленной па подавление и принуждение личности к выполнению определенных действий. Во многом, такой подход основывается на распространении исследований биологических механизмов человеческого поведения применительно к социальной сфере.
Насилие выступает как неотъемлемая характеристика жизнедеятельности животных. Борьба за выживание определяется
необходимостью естественного отбора наиболее приспособленных к жизни особей3. Человек, выйдя из животного мира, наследует потенциальную склонность к насилию'1. Физическое насилие стало непременным атрибутом человеческого существования, поскольку сама жизнь на начальных этапах исторического развития представляла собой непрерывную совокупность насильственных действий по отношению к животным и к другим людям, претендовавшим на имущество или жизнь человека. Становление человечества как отдельного биологического вида было связано
противостоянием различным опасностям. Применение насилия
способствовало сохранению рода Homo sapiens и защите его от внешних угроз. Выживание на начальных этапах формирования цивилизации
сопровождалось использованием преимущественно физического
2 Гусейнов Л. А. Возможно ли моральное обоснование насилия? // Вопросы философии. — 2004. — № .3. — С. 19.
3 См. : Дольник В. Р. Отологические экскурсии по запретным садам гуманитариев [Электронный ресурс] — Режим доступа: http//www.typelab.ru/raygazeta/2003-4/dolnik.hlml (дата обращсния:23.07.2009)
4 Гуггенбюль Д. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. — С. 123.
15
воздействия, поэтому выработалась традиция в истории осмысления насилия как физического принуждения.
Эволюционное развитие человека путем постоянного сопротивления внешним опасностям привело к образованию определенных биологических механизмов реагирования на стресс. Так, например, в критических ситуациях в организме человека происходит выплеск гормона адреналина, увеличивающего скорость реакции человека, приводящего все мышцы в тонус для возможной борьбы или бегства, то есть проявление насилия в некоторых ситуациях предопределено самой природой5. Последствия этой природной, инстинктивной агрессивности находят свое отражение и в современной жизни. Однако совершение насильственных действий не всегда происходит в критических ситуациях, опасных для жизни, следовательно, нет однозначной связи между природными инстинктами и применением насилия.
Последующая рефлексия человеческой жизни привела исследователей к выводу, что помимо биологических факторов на склонность человека к насилию влияют социальные нормы, особенности государственного устройства, политической власти. История стала рассматриваться как процесс борьбы за обладание различными ресурсами, как между отдельными индивидами, так и социальными группами6. По мере професса общества постепенно формировалась система обоснованности, правомерности использования насилия в некоторых ситуациях. Эти нормы, в первую очередь, выразились в правилах организации охоты, в формировании норм ведения военных действий, в принципах выстраивания отношений с соседними племенами.
Естественно, что насилие распространялось и на повседневную жизнь человека, особенно при возникновении затруднений для реализации базовых потребностей отдельных индивидов, когда были ограничены имеющиеся ресурсы. В семье, например, первым к столу допускался мужчина, затем
5 См.: БсркоинцЛ. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.—-510с.
6 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. — Т. 21. — С. 26.
16
- Київ+380960830922